Решения и определения судов

Решение Пермского областного суда от 01.02.2005 по делу N 3-15-2005 По заявлению заместителя прокурора Пермской области об оспаривании в части Закона Пермской области “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ N 704-104 от 2 апреля 1997 года. (вместе с определением Верховного Суда РФ от 27.04.2005 по делу N 44-Г05-3)

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 1 февраля 2005 г. по делу N 3-15-2005

Пермский областной суд в составе

председательствующего Вотяковой Л.В.

при участии прокурора Сысоевой С.М.

при секретаре Мокиной Н.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 1 февраля 2005 года дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области об оспаривании в части Закона Пермской области “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ N 704-104 от 2 апреля 1997 года,

установил:

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пп. 3,
6 ст. 14 Закона области “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ N 704-104 от 2 апреля 1997 года, мотивируя тем, что регулируя вопросы расходования бюджетных средств, они должны соответствовать нормам бюджетного законодательства. В частности пп. 3, 6 ст. 14 областного закона противоречат пп. 4, 5 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ. Так, п. 4 ст. 81 БК РФ предусматривает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Пункт 5 ст. 81 БК РФ определяет, что порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

Между тем, ч. 3 ст. 14 Закона области устанавливает, что областной резерв финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается в составе резервного фонда областной администрации в размере 15% этого фонда и используется по решению главы исполнительной власти Пермской области.

Участвующий по делу прокурор уточнил заявленное заместителем прокурора области требование, в частности, в п. 3 ст. 14 закона области просил признать недействующими слова “в размере 15% резервного фонда“, поскольку федеральное законодательство не содержит ограничений в размере резервного фонда.

Представители Законодательного Собрания - Карпушева Н.П., администрации Пермской области - Сальникова И.В. требования прокурора не признали, просили отказать прокурору в удовлетворении заявленного требования.

Их доводы сводятся к тому, что создание резервных фондов органов исполнительной власти субъекта предусмотрены ст. 81 БК РФ. Порядок расходования этих средств устанавливается нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

Положения ст. 81 БК РФ нашли отражение в законодательстве Пермской
области. В частности в ст. 12 Закона “О бюджетном процессе в Пермской области“ предусмотрено создание резервного фонда администрации Пермской области, размер которого устанавливается Законодательным Собранием Пермской области при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год в размере не более 2% от его объема. Например, на 2004 год резервный фонд утвержден ст. 19 Закона “О бюджете Пермской области на 2004 год“ от 29.12.2003 N 1160-235.

Порядок расходования средств резервного фонда определен Постановлением губернатора Пермской области N 6 от 09.01.1998, указами губернатора N 193 от 12.07.2000, N 19 от 23.01.2001.

Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ N 68-ФЗ от 21.12.1994 определены полномочия органов государственной власти Пермской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предусмотрено создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 25).

В соответствии с этими полномочиями Законодательное Собрание принимало Закон области 2 апреля 1997 года N 704-104, установило создание областного резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусматривающего в областном бюджете в составе резервного фонда областной администрации 15% этого резервного фонда.

Закрепляя в законе размер 15%, Законодательное Собрание тем самым установило гарантию, что именно эту часть из всего объема резервного фонда администрация области должна направить (зарезервировать) на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а остальную часть расходовать на проведение социально-культурных мероприятий областного значения, на оказание финансовой помощи хозяйствующим субъектам на выполнение мероприятий областного значения, проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат. Смысл резервирования 15% средств заключается в том, чтобы эта сумма постоянно была в наличии для указанных целей.

Кроме этого, в
ч. 1 ст. 14 Закона области предусмотрено, что определение размера резерва именно для ликвидации чрезвычайных ситуаций вызвано необходимостью резервирования таких средств заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Следовательно, оспариваемая ч. 3 ст. 14 Закона области в полном объеме соответствует Бюджетному кодексу РФ.

Не противоречит Бюджетному кодексу п. 6 ст. 14 Закона области, так как в соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Сысоевой С.М., просившей заявление удовлетворить в уточненном ею варианте, приходит к следующему.

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.

Во исполнение этого федерального закона, Законодательное Собрание Пермской области каждый год, утверждая бюджет области на очередной финансовый год, определяет размер резервного фонда.

В качестве доказательства этому, сторонами представлен Закон Пермской области “О бюджетном процессе в Пермской области“ N 952-188 от 15.09.2003, из которого следует, что размер резервного фонда в бюджете области на 2004 год составил 2 процента от объема областного бюджета. В абсолютных цифрах это составило 300 миллионов рублей (л.д. 14-15).

По Закону области от 02.04.1997, 15% этой суммы составляет резервный фонд администрации области, остальные 85% в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации Пермской области, утвержденным Указом губернатора области N 19 от 23.01.2001, расходуются
на урегулирование непредвиденных экономических ситуаций на территории области, проведение социально-культурных мероприятий областного значения, не предусмотренных областным бюджетом, проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат и т.д. Между тем, резервы финансовых и материальных ресурсов создаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях защиты населения и территорий от этих ситуаций, что следует из смысла ст. 11 Федерального закона N 68 от 21.12.1994 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ с изменениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ст. 25).

Таким образом, указание размера резервного фонда в процентном отношении к областному резерву от установленной суммы, вышеперечисленными федеральными законами не предусмотрено.

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 25 ФЗ от 22.08.2004 N 122 изменился порядок создания и использования резервных фондов, порядок их восполнения - он определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, без участия законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в части п. 3 ст. 14 Закона области правомерны, подлежат удовлетворению.

В то же время, отсутствуют основания для признания п. 6 ст. 14 Закона области недействующим. Запрет на использование резервов на другие цели, кроме тех, которые перечислены в п. 1 ст. 14 Закона области, обоснован. Резервный фонд создается с целью экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, что включает и проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, как указано в п. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, т.е. резервный фонд может быть использован на все виды работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 195 ГПК
РФ, суд

решил:

Заявление прокурора удовлетворить частично: признать в п. 3 ст. 14 Закона области N 704-104 от 2 апреля 1997 года недействующими слова “в размере 15% резервного фонда...“ со дня вступления решения суда в законную силу, после чего его следует опубликовать в Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области.

В остальном заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд, начиная с 4 февраля 2005 года.

Председательствующий

Л.В.ВОТЯКОВА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2005 г. по делу N 44-Г05-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего судьи Лаврентьевой М.Н.

судей Макарова Г.В.,

Емышевой В.А.

рассмотрела в судебном заседании от 27 апреля 2005 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области об оспаривании в части Закона Пермской области “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ N 704-104 от 2 апреля 1997 года по кассационной жалобе Законодательного Собрания Пермской области и представлению заместителя прокурора Пермской области на решение Пермского областного суда от 1 февраля 2005 года, которым постановлено: “Заявление прокурора удовлетворить частично: признать в п. 3 ст. 14 Закона области N 704-104 от 2 апреля 1997
года недействующими слова “... в размере 15% резервного фонда...“ со дня вступления решения суда в законную силу, после чего его следует опубликовать в Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области. В остальном заявление прокурора оставить без удовлетворения“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением (окончательная редакция в судебном заседании) о признании недействующими пунктов 3 и 6 ст. 14 Закона области “О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ N 704-104 от 2 апреля 1997 года в части слов “в размере 15%“ резервного фонда, мотивируя это тем, что регулируемые субъектом РФ вопросы расходования бюджетных средств должны соответствовать нормам бюджетного законодательства. Указанные нормы областного закона противоречат пп. 4, 5 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, и порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, но ч. 3 ст. 14 Закона области устанавливает, что областной резерв финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается в составе резервного фонда областной администрации в размере 15% этого фонда и используется по решению главы исполнительной власти Пермской области.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требования
прокурора, в обоснование чего указывается на то, что ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 11) и в соответствии с ними законодатель области установил создание областного резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусматривающего в областном бюджете в составе резервного фонда областной администрации в размере 15 процентов этого резервного фонда, который используется по решению главы исполнительной власти Пермской области, чем гарантировано то, что именно эту часть из всего объема резервного фонда администрация области должна направить (зарезервировать) на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а остальную часть резервного фонда расходовать на проведение социально-культурных мероприятий областного значения, на оказание финансовой помощи хозяйствующим субъектам на выполнение мероприятий областного значения и т.д. Указанный выше размер (15%) определен исходя из ст. 25 ФЗ N 68-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 года N 1340. Нельзя согласиться с доводами суда как в части того, что если указанным федеральным законом не предусмотрен рассматриваемый процент, то он не может быть установлен субъектом федерации, так и в части того, что порядок создания, использования и восполнения резервных фондов определяется органами исполнительной власти субъекта без участия законодательного органа, так как федеральным законодательством не установлено запрета на определение размера процента, а порядок расходования резервного фонда и ранее устанавливался нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъекта РФ. Порядок расходования средств резервного фонда определен Постановлением губернатора Пермской области от 9 января 1998 года N 6,
указами губернатора от 12 июля 2000 года N 193 и от 23 января 2001 года N 19.

В жалобе отмечается также, что судом оставлено без внимания возражение против произвольного толкования заявителем ст. 81 БК РФ, в частности, того, что федеральный закон не допускает возможности ограничения расходования средств резервного фонда на какие-либо мероприятия и зарезервированные 15% средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе резервного фонда не представляют собой самостоятельного резервного фонда, как констатирует заместитель прокурора области, и не относятся к порядку расходования средств, устанавливаемому органами исполнительной власти.

В представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявленного требования, о принятии нового решения по мотиву неправильного применения судом норм материального права, так как в соответствии с п. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и в связи с этим федеральное бюджетное законодательство предусматривает расходование средств резервных фондов не только на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, но и на иные непредвиденные цели, а следовательно, установление законом области ограничения использования средств резервных фондов на иные непредвиденные цели противоречит указанной норме БК РФ, поскольку она предусматривает расходование средств фонда на любые непредвиденные мероприятия, т.е. без ограничения использования сумм по видам мероприятий.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению.

При вынесении решения суд, сославшись на ст. 81 БК РФ и порядок принятия бюджета области на очередной финансовый год, признал, что по Закону области от 2 апреля 1997 года, 15% этой суммы составляет резервный фонд
администрации области, остальные 85% в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации Пермской области, утвержденным Указом губернатора области N 19 от 23 января 2001 года расходуются на урегулирование непредвиденных экономических ситуаций на территории области, проведение социально-культурных мероприятий областного значения, не предусмотренных областным бюджетом, проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат и т.д. Между тем, резервы финансовых и материальных ресурсов создаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях защиты населения и территорий от этих ситуаций, что следует из смысла ст. 11 Федерального закона N 68 от 21 декабря 1994 года “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ с изменениями от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (ст. 25) и, таким образом, указание размера резервного фонда в процентном отношении к областному резерву от установленной суммы, вышеперечисленными федеральными законами не предусмотрено.

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 25 ФЗ N 68-ФЗ от 2 декабря 1994 года изменился порядок создания и использования резервных фондов, порядок их восполнения - он определяется органами исполнительной власти субъектов РФ без участия законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в части п. 3 ст. 14 Закона области правомерны, подлежат удовлетворению.

Основания для признания п. 6 ст. 14 Закона области недействующим отсутствуют. Запрет на использование резервов на другие цели, кроме тех, которые перечислены в п. 1 ст. 14 Закона области обоснован. Резервный фонд создается с целью экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, что включает и проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, как указано в п. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, т.е. резервный фонд может быть использован на все виды работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций.

Судебная коллегия находит вывод суда по делу правильным, так как он соответствует требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Доводы кассационной жалобы Законодательного Собрания Пермской области не указывают на ошибочность суждения суда, так как вопрос определения процента резерва связан не с наличием или отсутствием такого уровня в федеральном законе, а с тем, что позицией федерального законодателя является то, что необходимые расходы определяются конкретными обстоятельствами чрезвычайных ситуаций, а не заранее установленной суммой.

Поскольку ст. 14 оспариваемого закона области регулирует отношения по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанных с этим расходов, то указание в п. 6 на предназначенный для этого резерв не является однозначным понятию резервного фонда, в связи с чем нет оснований согласиться с доводом кассационного представления о противоречии данного пункта федеральному законодательству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 361 Гражданско-процессуального кодекса РФ, а не статья 361 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пермского областного суда от 1 февраля 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Пермской области и кассационное представление заместителя прокурора Пермской области - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Судьи

Г.В.МАКАРОВ

В.А.ЕМЫШЕВА