Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.01.2005 по делу N 3-6/05 Об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующей статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 625-93 “Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2005 г. N 3-6/05

Именем Российской Федерации

28 января 2005 года Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Масоловой С.Н. с участием прокурора Исаковой А.С. при секретаре Птоховой З.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям ЗАО “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ и ООО “Грингрэй“ о признании недействующей статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 625-93 “Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге“ в редакции от 22.10.2003, установил:

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 22.10.2003 N 625-93 “Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге“ установлено, что ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга от 10 июня 1998 года N 129-21 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ по
административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2004 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 9,504 (т. 1, л.д. 49).

ЗАО “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанной выше нормы закона недействующей со дня ее принятия.

ООО “Грингрэй“ обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с аналогичным требованием.

Оба дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т. 1, л.д. 301).

Уточнив основания своего требования, ЗАО “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ ссылается на то, что по порядку принятия оспариваемая правовая норма противоречит положениям пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы“ и статьи 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.1994 “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю“, поскольку принята органом власти, не имеющим соответствующих полномочий, так как решение вопроса об установлении коэффициента индексации ставки земельного налога входит в компетенцию органов власти Российской Федерации.

По содержанию, по мнению названного заявителя, оспариваемая норма закона противоречит положениям: статьи 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“, статьи 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, статьи 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ“, статьи 7 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании
утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ“ N 117-ФЗ от 07.07.2003.

Кроме того, заявитель также утверждает, что оспариваемая правовая норма нарушает его права как налогоплательщика (т. 2, л.д. 63, 64-70).

В обоснование своего требования ООО “Грингрэй“ ссылается на то, что оспариваемая норма закона, отсылая одновременно к положениям Закона Санкт-Петербурга от 10.06.1998 N 129-21 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ и к ставкам 1998 года, порождает неясность в вопросе о том, какие именно ставки налога должны применяться в 2004 году, что в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ является основанием признания данной статьи Закона Санкт-Петербурга не соответствующей Налоговому кодексу РФ, так как статьей 3 этого кодекса РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, установлено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

По мнению ООО “Грингрэй“, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. Оспариваемая норма закона Санкт-Петербурга не воспроизводит, а противоречит федеральному законодательству, так как устанавливает коэффициент индексации ставки земельного налога на 2004 год 9,504. Однако при расчете коэффициента индексации ставки земельного налога на 2004 год в соответствии с установленным законодательством порядком, т.е. последовательно присоединяя коэффициенты индексации, установленные
федеральными органами власти к ставке земельного налога, установленной местными органами власти, коэффициент на 2004 год составляет 4,752 (1,2 x 2 x 1,8 x 1,1). Коэффициент, установленный Федеральным законом от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ (“2“), не подлежит применению при индексации ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10 июня 1998 года N 129-21, так как вышеназванный Закон Санкт-Петербурга не мог быть введен в действие ранее 1 января 1999 года (начала нового налогового периода по земельному налогу).

ООО “Грингрэй“ утверждает, что названные нарушения нарушают его законные права и интересы как плательщика земельного налога, установленные пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 180-181, 296, т. 2, л.д. 90-91).

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга и Комитета финансов Санкт-Петербурга заявленное требование не признали, ссылаясь на его необоснованность.

Суд, выслушав мнения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявлений отказать, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом “и“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом
конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Коэффициенты ежегодно устанавливаются федеральными законами, причем из содержания данных законов следует, что применение этих коэффициентов обязательно для всех категорий земель и, следовательно, для всех налогоплательщиков.

Из содержания оспариваемой статьи 3 Закона Санкт-Петербурга следует, что ставки земельного налога применяются в 2004 году по отношению к 1998 году с коэффициентом “9,504“.

Как пояснили представители заинтересованных лиц, при определении указанного коэффициента была учтена индексация ставок земельного налога в соответствии с федеральными законами “О федеральном бюджете на 1999 год“ (статья 15, коэффициент “2“),“О федеральном бюджете на 2000 год“ (статья 18, коэффициент “1,2“), “Об индексации ставок земельного налога“ и “О федеральном бюджете на 2002 год“ (статьи 1 и 14 соответственно, коэффициент “2“), “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ (статья 7, коэффициент “1,8“), “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ (статья 7, коэффициент “1,1“).

Подход, предусматривающий расчет ставки земельного налога с учетом всех коэффициентов, установленных федеральным законодательством, определен Инструкцией МНС России от 21.02.2000 N 56 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю“ и подтвержден постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.

Таким образом, оспариваемая правовая норма принята с учетом индексации ставок земельного налога, произведенной указанными федеральными законами, с коэффициентом “9,504“ (2 x 1,2
x 2 x 1,8 x 1,1), никаких иных по сравнению с соответствующими нормами федерального законодательства коэффициентов оспариваемым законом не установлено.

При таких обстоятельствах утверждение заявителя ЗАО “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ о том, что налогоплательщик, осуществляя расчет суммы земельного налога, должен умножить налоговую базу на величину налоговой ставки, установленной представительным органом местного самоуправления (в Санкт-Петербурге - Законодательным Собранием Санкт-Петербурга), а полученное значение проиндексировать на величину коэффициентов, установленных федеральным законодательством, является необоснованным.

В оспариваемой норме Закона Санкт-Петербурга не содержится неопределенности, указанной в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому она не нарушает прав заявителей, на которые они ссылаются.

Суд считает, что доводы заявителей о том, что оспариваемая правовая норма противоречит федеральному законодательству по своему содержанию, поскольку, по мнению заявителей, коэффициент индексации “2“, установленный на 1999 год, к ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга на 1998 год, применению не подлежит, являются ошибочными, не основанными на нормах законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

10 июня 1998 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ (т. 1, л.д. 50, 51-125, 126).

Статьями 1 и 2 этого Закона определены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и произведена дифференциация средних ставок, установленных Законом Российской Федерации “О плате за землю“, по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.

Учитывая, что Закон Санкт-Петербурга был принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в 1998 году, следовательно, дифференциация средних ставок по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий была произведена по состоянию на 1998 год.

Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2002 N 78-Г02-38, признавшее статью 3 Закона Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ недействующей и не подлежащей
применению (т. 2, л.д. 76-77), и Закон Санкт-Петербурга “О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ (т. 1, л.д. 126) регулируют вопрос вступления Закона Санкт-Петербурга в силу.

Вопрос о правомерности произведенной Законом Санкт-Петербурга дифференциации средних ставок земельного налога по состоянию на конкретный период названными актами не затрагивается.

Как было указано выше, Закон Санкт-Петербурга не устанавливает ставки земельного налога ни на 1998 год, ни на 1999 год, а лишь дифференцирует средние ставки, установленные Законом Российской Федерации “О плате за землю“ по состоянию на период принятия Закона Санкт-Петербурга законодательным органом государственной власти Санкт-Петербурга, то есть по состоянию на 1998 год.

Как пояснили представители заинтересованных лиц, средние ставки земельного налога, установленные Законом Российской Федерации “О плате за землю“, дифференцировались органами государственной власти Санкт-Петербурга один раз - Законом Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“. Дифференциация таких ставок по отношению к иному периоду времени в Санкт-Петербурге не производилась.

Следовательно, вступление Закона Санкт-Петербурга в силу в 1998 или в 1999 году никак не взаимосвязано с дифференциацией средних ставок земельного налога на определенный момент времени.

При таких обстоятельствах формулировка статьи 3 Закона Санкт-Петербурга “Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге“ о том, что ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга от 10 июня 1998 года N 129-21 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2004 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 9,504, является логически целостной и не содержащей в себе никаких неясностей в части определения налогоплательщиками ставок земельного налога, к которым применяется установленный коэффициент.

Исходя из изложенного, руководствуясь
ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:

ЗАО “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ и ООО “Грингрэй“ в удовлетворении заявлений отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.