Решения и определения судов

Кассационное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 26.01.2005 N 33-62/2005 По делу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Судья Капранов С.В. Дело N 33-62/2005 г.“

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Крамаренко О.А.,

судей Михальчик С.А., Чернышева И.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2005 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 26 ноября 2004 года, которым иск П.Л.Т. удовлетворен частично. Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области зачесть
в стаж работы П.Л.Т., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в полуторном размере периоды работы медсестрой реанимационного отделения городской больницы скорой помощи с 1 августа 1975 года по 15 октября 1977 года, работы медсестрой анестезиологического отделения войсковой части 63784 с 10 мая 1978 года по 15 декабря 1980 года, работы медсестрой ожогового поста Калининградской областной больницы с 16 декабря 1980 года по 31 января 1983 года, работы медсестрой кардиологического отделения войсковой части 63784 с 22 июня 1991 года по 8 июня 2004 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 8 июня 2004 года. В остальной части иска суд П.Л.Т. отказал.

Заслушав доклад судьи Михальчик С.А., объяснения представителей Управления Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Орловой Т.Р. и Сахаровой М.И., поддержавших доводы жалобы, возражения П.Л.Т. и ее представителя С.К.В., полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

П.Л.Т. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Она указала, что 8 июня 2004 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с наличием стажа лечебной деятельности 30 лет. Однако Управление Пенсионного фонда отказало ей в этом, мотивировав свой отказ тем, что в соответствии с пенсионным законодательством не подлежат зачету в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном порядке (год работы как один год и 6 месяцев), периоды
ее работы медсестрой в реанимационном отделении больницы скорой помощи, работы медсестрой анестезиологического отделения войсковой части 63784, работа медсестрой ожогового поста Калининградской областной больницы, работа медсестрой травматологического и кардиологического отделения войсковой части 63784. Кроме того, Управлением Пенсионного фонда РФ ей отказано в зачете в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, П.Л.Т. просила обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения за ней.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд необоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж работы истицы период работы в должности медсестры ожогового поста Калининградской областной больницы, а также медсестры кардиологического отделения войсковой части 63784, поскольку в силу действующего пенсионного законодательства они подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда изменить в части возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе зачесть в стаж работы П.Л.Т. в полуторном размере период работы медсестрой кардиологического отделения войсковой части 63784, указав, что данный период подлежит зачету в специальный стаж П.Л.Т. в календарном исчислении. Кроме того, решение подлежит уточнению указанием о том, что приведенные в нем периоды работы П.Л.Т. подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ “О трудовых пенсиях в
Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Удовлетворяя исковые требования П.Л.Т., суд обоснованно пришел к выводу, что периоды работы медицинской сестрой в реанимационном отделении городской больницы скорой медицинской помощи с 1 августа 1975 года по 15 октября 1977 года, медсестрой анестезиологического отделения войсковой части 63784 с 10 мая 1978 года по 15 декабря 1980 года подлежат зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости П.Л.Т., в льготном исчислении (год работы как один год и 6 месяцев). Как наименование занимаемой истицей должности, так и наименование структурных подразделений учреждений здравоохранения, в которых она работала, соответствует перечню структурных подразделений и должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Выводы суда в этой части основаны на материалах дела, и, как видно из доводов кассационной жалобы, а также пояснений представителей ответчика в заседании судебной коллегии, ответчиком не оспариваются.

Правомерным является вывод суда и в части возложения на ответчика обязанности зачесть в специальный стаж истицы в льготном исчислении (один год работы как один год и 6 месяцев) и периода работы в должности медицинской сестры ожогового поста Калининградской областной больницы.

В приведенном выше перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, указано ожоговое отделение и должность медицинской сестры перевязочной. Как видно из справки, выданной Калининградской областной больницей 29 апреля 2004 года, П.Л.Т. работала медсестрой перевязочной ожогового поста. Оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в указанной справке, не имеется. Доводы ответчика о том, что в трудовой книжке истицы указано, что она в этот период работала медсестрой, однако не уточнено, какой именно, не могут повлечь отмену решения суда. Из акта по результатам документальной проверки достоверности представленных в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений о специальном трудовой стаже от 22 июня 2004 года, представленным ответчиком в заседание судебной коллегии, видно, что истица получала доплату за работу с вредными условиями труда. Из объяснений истицы следует, что на ожоговый пост доставлялись больные с ожогами, которым она делала перевязки, в дальнейшем ожоговый пост в Калининградской областной больнице был ликвидирован и открыто ожоговое отделение в городской многопрофильной больнице г. Калининграда. То обстоятельство, что истица работала на ожоговом посту, а не в отделении, не может повлечь отказ в удовлетворении требований истицы. В период выполнения данной работы П.Л.Т., безусловно, подвергалась воздействию неблагоприятных для здоровья факторов, обусловленных спецификой и характером труда, поэтому ссылка ответчика на то, что наименование структурного подразделения значилось - “ожоговый пост“, не может являться основанием к отказу в зачете этой работы в специальный стаж в льготном исчислении.

Вместе с тем коллегия приходит к выводу, что суд без достаточных оснований обязал ответчика зачесть в специальный стаж в полуторном размере период работы истицы в должности медицинской сестры
кардиологического отделения войсковой части 63784.

Как следует из приведенного выше перечня, в льготном исчислении может быть засчитана в стаж работа не в кардиологическом, а в кардиохирургическом отделении, и не любой медсестры, а медсестры операционной. Из материалов дела видно, что истица работала в должности палатной медсестры кардиологического отделения военного госпиталя, а поэтому период такой работы подлежит включению в специальный стаж не в льготном, а в календарном исчислении. С учетом изложенного решение суда в этой части коллегия считает необходимым изменить, указав, что период работы медсестрой в кардиологическом отделении войсковой части 63784 подлежит зачету в специальный стаж П.Л.Т. в календарном исчислении. Кроме того, в резолютивной части решения суд ошибочно сослался на положения пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“, в то время как необходимо было указать пп. 11 п. 1 ст. 28 приведенного выше Федерального закона, поэтому в этой части решение суда подлежит уточнению указанием на соответствующий подпункт п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“.

Вместе с тем вывод суда о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ обязанности назначить истице пенсию по старости с 8 июня 2004 года является правомерным и сомнений у судебной коллегии не вызывает, поскольку с учетом приведенных выше, а также иных периодов работы П.Л.Т. ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, на момент обращения за пенсией 8 июня 2004 года составлял более 30 лет. Это обстоятельство не оспаривали при рассмотрении дела в заседании судебной коллегии и представители ответчика, пояснив, что при зачете в
льготном исчислении периода работы в должности медсестры ожогового поста Калининградской областной больницы специальный стаж П.Л.Т. на 8 июня 2004 года составлял 30 лет 1 месяц 26 дней.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361, п. 3, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 26 ноября 2004 года изменить в части возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе зачесть в стаж работы П.Л.Т. в полуторном размере период работы медсестрой кардиологического отделения войсковой части 63784 с 22 июня 1991 года по 8 июня 2004 года, указав, что данный период подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении. Уточнить решение указанием о том, что приведенные в нем периоды работы П.Л.Т. подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“. В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Крамаренко

Судьи

С.А. Михальчик

И.П. Чернышева