Решения и определения судов

Решение Пермского областного суда от 22.10.2004 по делу N 3-194-2004 По заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующей ст. 3 Закона Пермской области “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“. (вместе с определением Верховного Суда РФ от 26.01.2005 по делу N 44-Г04-17)

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2004 г. по делу N 3-194-2004

Пермский областной суд в составе:

председательствующего Вотяковой Л.В.

при участии прокурора Лазуковой Т.Н.

при секретаре Невидимовой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 22 октября 2004 г. дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующей ст. 3 Закона Пермской области “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“ и

установил:

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании несоответствующей Федеральному закону ст. 3
Закона Пермской области N 1371-278 от 6 мая 2004 года “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“. Противоречие оспариваемой нормы областного закона федеральному прокурор усматривает в том, что в соответствии с п. 5 ст. 8 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Статьей 3 Закона области от 06.05.2004 предусмотрено, что он вступает в силу со дня официального опубликования.

Закон области N 1147-167 от 02.10.2000 “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“ устанавливает правовые гарантии социальной защиты пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, в целях признании их трудовых заслуг перед обществом и повышения материального уровня жизни.

Прокурор считает, что оспариваемая им норма закона области должна была вступить в силу не ранее чем через десять дней после официального опубликования.

Участвующий по делу прокурор Лазукова Т.Н. поддержала заявленное заместителем прокурора области требование в полном объеме и просила удовлетворить.

Представители Законодательного Собрания Пермской области - Карпушева Н.П., администрации Пермской области - Дорофеева Я.В. - просили отказать в удовлетворении заявления прокурора области, не усматривая противоречия ст. 3 Закона области федеральному законодательству.

Доводы представителя Законодательного Собрания Пермской области сводятся к тому, что ст. 3 Закона области не направлена на защиту конституционных прав и свобод граждан, она направлена на приведение регионального законодательства в
соответствие с федеральным законодательством.

С 1 января 2002 года действует ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ N 173-ФЗ от 17.12.2001. В нем изменились понятия по сравнению с раннее действовавшим законом, так, вместо понятия “трудовой стаж“ введено понятие “страховой стаж“. В связи с чем как в самом названии закона области, так и по тексту закона произведена замена понятий.

Представитель администрации Пермской области считает, что в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения.

Пунктом 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 к правилу, установленному ст. 15 Конституции РФ, добавлена особенность вступления в силу тех законов и иных нормативных актов, которые затрагивают защиту прав и свобод человека.

Закон области от 06.05.2004 N 1371-278 не содержит норм, касающихся защиты прав и свобод человека и гражданина, поэтому он не должен вступать в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.

Кроме того, закон области вообще не затрагивает права и свободы граждан, поскольку вносимые им изменения носят технический характер.

Согласно ст. 13 ГК РФ нормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным только тогда, когда он не соответствует закону и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина. В заявлении прокурора не указано, какие права граждан нарушены, каким образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Лазуковой Т.Н., просившей об удовлетворении заявления заместителя прокурора области, приходит к следующему.

2 октября 2000 года Законодательным Собранием Пермской области принят Закон “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“ N
1147-167.

6 мая 2004 года Законом области N 1371-278 в ранее принятый закон были внесены изменения.

В ст. 3 Закона области указано, что он вступает в силу со дня официального опубликования.

Закон был опубликован в областной газете “Звезда“ N 80 от 15 мая 2004 года.

Давая оценку возникшему спору, суд приходит к выводу о том, что при принятии Закона области 6 мая 2004 года N 1371-278 допущено противоречие федеральному закону по срокам его опубликования. В частности, п. 5 ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Закон области от 6 мая 2004 года N 1371-278 внес изменения в Закон области N 1147-167 от 02.10.2000, безусловно направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина, его следует рассматривать не в отрыве от основного закона, с точки зрения внесения изменений технического характера, а как единый, целый закон области по вопросам защиты прав человека, поэтому он должен вступать в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. По вышеизложенным основаниям суд не может согласиться с позицией представителей Законодательного Собрания Пермской области, администрации Пермской области.

Заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующей ст. 3 Закона Пермской области “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров,
имеющих большой трудовой стаж“ N 1371-278 от 6 мая 2004 года.

После вступления решения в законную силу его следует опубликовать в газете “Звезда“.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд, начиная с 26 октября 2004 года.

Председательствующий

Л.В.ВОТЯКОВА

Судья

Л.В.ВОТЯКОВА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 января 2005 г. по делу N 44-Г04-17

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Г.В.Манохиной

судей: А.М.Маслова

Г.В.Макарова

рассмотрела в судебном заседании 26 января 2005 г. кассационные жалобы администрации Пермской области и Законодательного Собрания Пермской области на решение Пермского областного суда от 22 октября 2004 г., которым статья 3 Закона Пермской области N 1371-278 от 6 мая 2004 г. “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров, имеющий большой трудовой стаж“ признана недействующей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Г.В.Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.М.Гермашевой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Статьей 3 Закона Пермской области N 1371-278 от 6 мая 2004 г. “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“ предусмотрено, что этот Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании данной правовой нормы противоречащей
федеральному законодательству, а именно пункту 5 статьи 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, которым предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просят в кассационных жалобах представитель администрации Пермской области и председатель Законодательного Собрания Пермской области. Полагают, что суд неправильно применил нормы материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. (в редакции от 19 июня 2004 г.) предусмотрено, что конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 2 статьи 21 Закона Пермской области N 1790-317 от 12 октября 2001 г. “О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермской области“.

Из содержания Закона Пермской области N 1371-278 от 6 мая 2004 г. “О внесении изменений в Закон Пермской области “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“ и Закона Пермской области
N 1147-167 от 2 октября 2000 г. “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж“ усматривается, что они касаются регулирования вопросов установления дополнительных гарантий пенсионерам Пермской области, имеющим большой трудовой стаж. Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что обжалуемым законом затрагиваются права и свободы человека и гражданина и он вступает в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.

Не могут быть поводом к отмене решения суда доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с частью 3 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов, поскольку в силу прямого указания закона - части 1 статьи 251 ГПК РФ - прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационных жалобах, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361,
366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

Решение Пермского областного суда от 22 октября 2004 г. оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Пермской области и Законодательного Собрания Пермской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи