Решения и определения судов

Решение Пермского областного суда от 25.01.2005 по делу N 3-16-2005 По заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими пунктов 1.1, 3.3.2, 3.3.9, 4.9 Положения об управлении труда Пермской области, утвержденного Указом губернатора области от 01.08.2002 N 155. (вместе с определением Верховного Суда РФ от 27.04.2005 по делу N 44-Г05-2)

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2005 г. по делу N 3-16-2005

Пермский областной суд в составе:

председательствующего Лядовой Л.И.

при участии прокурора Синевой С.М.

при секретаре Жужговой Л.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 25 января 2005 года дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими пунктов 1.1, 3.3.2, 3.3.9, 4.9 Положения об управлении труда Пермской области, утвержденного Указом губернатора области от 01.08.2002 N 155,

установил:

Указом губернатора Пермской области от 1 августа 2002 года N 155 утверждено Положение об управлении труда Пермской области.

Согласно
пункту 1.1 Положения Управление труда Пермской области (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере труда, трудовых отношений, социального партнерства, координацию работы по вопросам охраны труда и условий труда в области.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Управление в соответствии с возложенными на него задачами участвует совместно с государственной инспекцией труда в Пермской области в проверках по соблюдению требований действующего законодательства об охране труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 3.3.9 Положения установлено, что Управление осуществляет государственный контроль за условиями труда и правильностью предоставления работникам компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда в организациях области в соответствии с Положением о государственной экспертизе условий труда Российской Федерации.

Право Управления контролировать ход выполнения программ и мероприятий по вопросам охраны труда, проведения аттестации рабочих мест, сертификации работ и произведенных объектов; вносить предложения по совершенствованию условий труда и техники безопасности на предприятиях и в организациях определено пунктом 4.9 Положения.

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими указанных пунктов Положения об управлении труда Пермской области, утвержденного Указом губернатора области от 01.08.2002 N 155, указав, что формулировка пункта 1.1 Положения противоречит ст. 5 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, согласно которой функции по обеспечению взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда, а также координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного
и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Статья 216 Трудового кодекса РФ и ст. 6, 11 вышеуказанного федерального закона не наделяет субъекты РФ полномочиями по координации работы по вопросам охраны и условий труда.

Нормы пунктов 3.3.2, 3.3.9 и 4.9 Положения распространяют полномочия Управления труда либо на все организации независимо от форм собственности, либо не содержат ограничения круга субъектов, в отношении которых Управление вправе осуществлять контроль, следовательно, указанные нормы противоречат ч. 1 ст. 20 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, в соответствии с которой государственный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется инспекцией труда - единой централизованной системой государственных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ согласно ст. 353 ТК РФ наделены полномочиями только для осуществления внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сенева С.М. поддержала заявление заместителя прокурора Пермской области в полном объеме

Представитель администрации Пермской области Коптякова Л.А., не согласившись с заявлением заместителя прокурора, пояснила, что пункт 1.1 Положения об управлении труда Пермской области не противоречит федеральному законодательству, поскольку ст. 6, 11 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ установлено, что реализация государственной политики в области охраны труда и государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Пункты 3.3.2, 3.3.9 и 4.9 Положения соответствуют требованиям федерального законодательства, т.к. согласно ст. 210, 216 ТК РФ и ст. 6, 11 Федерального закона Управление, являясь органом государственного управления охраной труда, отвечает за реализацию государственной
политики в сфере охраны труда на территории области. Между Управлением и Государственной инспекцией труда в Пермской области заключено Соглашение о взаимодействии в сфере регулирования трудовых отношений и охраны труда. Организация и осуществление Государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда в организациях относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 6, 21 Федерального закона и Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244.

Представитель администрации Пермской области Новицкая С.А., поддержав позицию представителя Коптяковой Л.А., пояснила, что Указом губернатора Пермской области от 31.12.2004 N 203 внесены изменения в Положение об управлении труда Пермской области, пункты 3.3.9 и 4.9 изложены в редакции ст. 6, ч. 3 ст. 21 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“.

Заслушав доводы прокурора, пояснения представителей администрации Пермской области, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с подп. “к“ пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда определены ст. 6 Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ от 17.07.1999 N 181-ФЗ, в том числе, реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Аналогичная норма определена ст. 216 Трудового кодекса
Российской Федерации.

Законом Пермской области “Об охране труда в Пермской области“ от 07.08.1997 N 814-121, в частности ч. 2 ст. 6, полномочия в сфере охраны труда закреплены за администрацией области в лице областного органа по труду.

Областным органом по труду согласно Указу губернатора Пермской области от 01.08.2002 N 155 является управление труда Пермской области.

Основные направления государственной политики в области охраны труда установлены ст. 210 ТК РФ, в том числе и координация деятельности в области охраны труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Управление труда Пермской области, являясь областным органом по труду, осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственное управление охраной труда на территории области.

Обязанности работодателя по предоставлению органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий, предусмотрены ст. 212 ТК РФ.

19 февраля 2004 года между Управлением труда Пермской области и Государственной инспекцией труда в Пермской области заключено соглашение о взаимодействии управления труда Пермской области, пунктом 6.8 которого предусмотрено участие в проведении комплексных проверок организаций Пермской области по соблюдению требований законодательства о труде и охране труда по согласованным годовым графикам совместно с другими территориальными подразделениями федеральных органов контроля и надзора.

Организация и осуществление государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда в организациях относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 6,
21 Федерального закона и Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 “Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации“.

Органом государственной экспертизы условий труда в Пермской области согласно ст. 13 Закона Пермской области “Об охране труда в Пермской области“ является Управление труда.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. В соответствии со ст. 6 Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, а также контролировать их выполнение.

Указом губернатора Пермской области от 31.12.2004 N 203 “О внесении изменений в Указ губернатора области от 01.08.2002 N 155 “Об утверждении положения об управлении труда Пермской области“ в оспариваемые заместителем прокурора области п.п. 3.3.9 и 4.9 Положения внесены изменения. Редакция п. 3.3.9 Положения соответствует содержанию ч. 3 ст. 21 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ - управление осуществляет государственную экспертизу условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов государственного управления охраной труда, работодателей (объединений работодателей), работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в порядке, определенном Правительством РФ.

Пункт 4.9 Положения имеет в настоящее время редакцию - контролировать ход выполнения областных целевых программ и мероприятий по вопросам охраны труда, проведения аттестации рабочих мест, сертификации работ и производственных объектов; вносить предложения по
совершенствованию условий труда и техники безопасности на предприятиях и в организациях.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с тем, что оспариваемые заместителем прокурора Пермской области нормы пунктов 1.1, 3.3.2, 3.3.9 и 4.9 Положения об управлении труда Пермской области противоречат федеральному законодательству.

Руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, суд

решил:

Заместителю прокурора Пермской области в заявлении о признании недействующими пунктов 1.1, 3.3.2, 3.3.9, 4.9 Положения об управлении труда Пермской области, утвержденного Указом губернатора Пермской области от 01.08.2002 N 155, отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Председательствующий

Л.И.ЛЯДОВА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2005 г. по делу N 44-Г05-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего судьи М.Н.Лаврентьевой

судей Г.В.Макарова

В.А.Емышевой

рассмотрела в судебном заседании от 27 апреля 2005 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими пунктов 1.1, 3.3.2, 3.3.9, 4.9 Положения об управлении труда Пермской области, утвержденного Указом губернатора области от 01.08.2002 N 155, по кассационному представлению и.о. прокурора Пермской области на решение Пермского областного суда от 25 января 2005 г., которым постановлено: “Заместителю прокурора Пермской области в заявлении о признании недействующими пунктов 1.1, 3.3.2, 3.3.9, 4.9 Положения об
управлении труда Пермской области, утвержденного Указом губернатора области от 01.08.2002 N 155, отказать“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия

установила:

Указом губернатора Пермской области от 1 августа 2002 года N 155 утверждено Положение об управлении труда Пермской области, которое является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере труда, трудовых отношений, социального партнерства, координацию работы по вопросам охраны труда и условий труда в области (п. 1.1).

Также указанные выше нормы положения предусматривают, что Управление участвует совместно с государственной инспекцией труда в Пермской области в проверках по соблюдению требований действующего законодательства об охране труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 3.3.2); осуществляет государственный контроль за условиями труда и правильностью предоставления работникам компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда в организациях области в соответствии с Положением о государственной экспертизе условий труда Российской Федерации (п. 3.3.9); контролирует ход выполнения программ и мероприятий по вопросам охраны труда, проведения аттестации рабочих мест, сертификации работ и производственных объектов; вносит предложения по совершенствованию условий труда и техники безопасности на предприятиях и в организациях (п. 4.9).

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что формулировка пункта 1.1 Положения противоречит ст. 5 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, согласно которой функции по обеспечению взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и
иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда, а также координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Статья 216 Трудового кодекса РФ и ст. 6, 11 вышеуказанного федерального закона не наделяют субъекты РФ полномочиями по координации работы по вопросам охраны и условий труда. Нормы пунктов 3.3.2, 3.3.9 и 4.9 Положения распространяют полномочия Управления труда либо на все организации независимо от форм собственности, либо не содержат ограничения круга субъектов, в отношении которых Управление вправе осуществлять контроль, следовательно, указанные нормы противоречат ч. 1 ст. 20 ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, в соответствии с которой государственный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется инспекцией труда - единой централизованной системой государственных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно ст. 353 ТК РФ, наделены полномочиями только для осуществления внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование представления указано на то, что вывод суда с ссылкой на ст. 210 Трудового кодекса РФ о полномочиях Управления по координации деятельности в области охраны труда является неправильным, так как данная статья содержит лишь общий перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда, не определяя, к компетенции каких органов государственной власти относится их реализация, в то время, как ст. 5 Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ от 17.07.1999 N
181-ФЗ предусматривает, что эти направления относятся к полномочиям органов государственной власти РФ. Неправильным является суждение суда по пунктам 3.3.2 и 3.3.9, так как в силу ст. 20 ФЗ N 181-ФЗ государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов (п. 1) и федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий (п. 6). Судом не принята во внимание ст. 353 Трудового кодекса РФ, предусматривающая, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - только внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях. Наличие соглашения о взаимодействии между управлением труда Пермской области и Государственной инспекцией труда в Пермской области от 19.02.2004, на которое ссылается суд, само по себе не может служить доказательством наличия у Управления полномочий по государственному контролю. Ссылка суда в этой части на ст. 212 Трудового кодекса РФ (абз. 13 ч. 2) в настоящее время имеет другую редакцию, вступившую в силу с 01.01.2005, которая возлагает на работодателя обязанность обеспечить беспрепятственный допуск в целях проведения проверок условий и охраны труда должностных лиц только федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст. 5, 6 Федерального закона полномочие по разработке и реализации федеральных программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением принадлежат органам государственной власти РФ, полномочие же по разработке и утверждению территориальных целевых аналогичных программ и контроль за их выполнением - соответствующим органам государственной власти субъектов РФ. Пункт 4.9 Положения, предусматривающий право управления контролировать ход выполнения программ и мероприятий по вопросам охраны труда, не конкретизируя их уровня, не соответствует вышеуказанным требованиям закона, определяющим компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в сфере охраны труда. Неправомерной является ссылка суда на Указ губернатора Пермской области от 31.12.2004 N 203 “О внесении изменений в Указ губернатора области от 01.08.2002 N 144 “Об утверждении положения об управлении труда Пермской области“, которым в оспариваемые пункты 3.3.9 и 4.9 Положения внесены изменения, поскольку он затрагивает права и свободы граждан, но до настоящего времени он не опубликован, а следовательно, не вступил в силу и не может применяться.

Проверив материалы дела и обсудив доводы представления, Судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

При вынесении решения суд исходил из того, что рассматриваемый вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и полномочия последних в области охраны труда определены ст. 6 ФЗ N 181-ФЗ, в том числе реализация государственной политики охраны труда. Согласно ч. 4 ст. 11 указанного закона и ст. 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Законом Пермской области “Об охране труда в Пермской области“ от 07.08.1997 N 814-121 (ч. 2 ст. 6) полномочия в сфере охраны труда закреплены за администрацией области в лице областного органа по труду, который в лице Управления осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственное управление охраной труда на территории области. Обязанности работодателя по представлению документов соответствующим органам надзора и контроля в сфере охраны труда предусмотрена ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Судом установлено также, что между Управлением труда Пермской области и Государственной инспекцией труда в Пермской области заключено соглашение о взаимодействии. Организация и осуществление государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда в организациях относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 6, 21 Федерального закона и Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 “Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации“ и таким органом экспертизы является Управление, что не дает оснований считать пункты 1.1 и 3.3.2 Положения противоречащими федеральному законодательству. Указом губернатора области от 31 декабря 2004 г. N 203 внесены изменения в пункты 3.3.9 и 4.9 Положения, и последние стали соответствовать федеральному законодательству.

Судебная коллегия находит вывод суда по делу правильным, так как он сделан в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства. Доводы кассационного представления не указывают на ошибочность решения суда и необходимость его отмены, поскольку предусмотренное п. 1.1 Положения указание о координации работы по вопросам охраны и условий труда в области в пределах компетенции Управления не дает оснований считать эту норму противоречащей федеральному законодательству. Также при наличии в п. 3.3.2 Положения указания об участии в проверках совместно с госинспекцией труда, наличие соглашения между ними о взаимодействии, без которого проведение проверок Управлением исключается, нет оснований считать, что указанная функция (участие в проверках) противоречит положениям федерального законодательства. В настоящее время редакции пунктов 3.3.9 и 4.9 Положения реально приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, соответствующий указ опубликован, а следовательно, нет предмета судебной защиты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Пермского областного суда от 25 января 2005 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Судьи

А.В.МАКАРОВ

В.А.ЕМЫШЕВА