Решения и определения судов

Постановление Президиума Челябинского областного суда от 29.12.2004 О частичной отмене решения Правобережного районного суда города Магнитогорска от 19 января 2004 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 марта 2004 года. Надзорное производство по делу N 4Г04-2064.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2004 года

Надзорное производство N 4г04-2064

Судья: Ибатулин Н.С.

II инстан.: Судьи Корыстин С.А.

(председательствующий),

Стельмах О.Ю. (докладчик),

Бунчук О.В.

Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума Кунышева А.Г., Фединой Г.А., Сыскова В.Л., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.

рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 19 января 2004 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 марта 2004 года.

Заслушав доклад судьи Кашириной Е.П., объяснения М.Г.К., Президиум

УСТАНОВИЛ:

М.Г.К. была назначена пенсия по старости в 1988 году. В связи со вступлением
с 1 января 2002 года в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске (далее ГУ-УПФ РФ) произвело ей с января 2002 года перерасчет пенсии, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,4.

М.Г.К. обратилась в суд с исковым заявлением о необоснованном применении районного коэффициента 1,4, полагая, что при исчислении ей пенсии по новому Закону нужно исходить из районного коэффициента 1,5, который применялся к заработной плате работников Кольского и Якутского филиалов академии наук СССР, где она работала и заработала право на досрочную пенсию по старости. Просила признать незаконным решение ответчика от 27 августа 2003 года об отказе в перерасчете пенсии, возложить на него обязанность произвести перерасчет пенсии исходя из районного коэффициента 1,5, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 19 января 2004 года требования истицы удовлетворены частично: на ГУ-УПФ РФ в г. Магнитогорске возложена обязанность произвести перерасчет пенсии истице с применением районного коэффициента к заработной плате 1,5 с 1 января 2002 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 марта 2004 года решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Магнитогорске просит отменить состоявшиеся судебные постановления в части удовлетворения требований истицы, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права при рассмотрении дела.

Определением судьи Челябинского областного суда Кашириной Е.П. от 14 декабря 2004 года дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Челябинского
областного суда.

Обсудив доводы надзорной жалобы и определения о возбуждении надзорного производства, проверив материалы дела, Президиум считает, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению.

Как установлено при рассмотрении дела, истица имеет общий трудовой стаж 40 лет 11 месяцев 12 дней, из которых она проработала в районах Крайнего Севера 23 года 2 месяца 8 дней. Пенсия по старости ей установлена с 31.08.1988.

Признавая обоснованными требования истицы в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истице с применением районного коэффициента к заработной плате 1,5 с 1 января 2002 года, суд первой инстанции исходил из того, что истица работала в Институте химии и технологии редких элементов и минерального сырья г. Апатиты Мурманской области и получала заработную плату с применением районного коэффициента 1,5. При этом суд руководствовался положением п. 2 ст. 30 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“. С таким выводом согласилась и судебная коллегия, оставляя решение суда без изменения.

Однако с выводами судов первой и второй инстанций согласиться нельзя, так как они сделаны с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж не менее 20 лет.

Статья 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 (с дальнейшими изменениями) “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ также предусматривает, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой части, страховой части, накопительной части. Оценка пенсионных прав застрахованного лица осуществляется по правилам ст. 30 указанного Федерального закона.

В п. 2 ст. 30 данного Федерального закона приведена формула определения расчетного размера трудовой пенсии:

РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

При этом законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Однако для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате более высокое, а
именно:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Применение при определении размера повышенного отношения заработков районного коэффициента, установленного органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти обусловлено тем, что при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, применяются правила, действовавшие до дня вступления в силу ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 1 июня 1999 г. N 11 утвердило разъяснение N 2 “О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и статей 30, 31 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, согласованное с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно п. 1 разъяснения N 2 при установлении пенсий в соответствии со ст. 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и ст.ст. 30, 31 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ применяется единый для
всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утверждаемый централизованно для данного района.

До утверждения указанного коэффициента применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Данное разъяснение сохраняет действие, несмотря на то, что ст. 112 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ утратила силу. Однако эти положения фактически воспроизведены в разъяснении N 3, утвержденном постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22, “О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и областей“.

Государственные пенсии в Российской Федерации в 2000 - 2001 годах устанавливались в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“. Пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью исчислялась по установленным нормам из среднемесячного заработка. Исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране регулировалось ст. 7 данного Закона.

Статья 7 Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, который утратил силу с 1 января 2002 года, было установлено, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых решениями органов государственной власти СССР
или федеральных органов государственной власти установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в тех же размерах, что и было впоследствии установлено в п. 2 ст. 30 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Трудовой кодекс РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает оплату труда с применением коэффициентов. При этом размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом (ст. 316 Трудового кодекса РФ).

Федерального закона, который бы установил размеры районных коэффициентов к заработной плате в настоящее время не принято.

Закон Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ в ст.ст. 10, 30, 31 также признает за лицами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение районного коэффициента к заработной плате и учета его в размере трудовой и социальной пенсии.

Однако указанный Закон также не установил районные коэффициенты к заработной плате.

В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств“, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения
в действие Трудового кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Как видно из материалов дела, истица работала в Институте химии и технологии редких элементов и минерального сырья г. Апатиты Мурманской области и получала заработную плату с применением районного коэффициента 1,5, который был установлен только к заработной плате работников Кольского и Якутского филиалов академии наук СССР на основании постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС N 403/30 от 23 октября 1970 года.

Согласно же постановлению Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18, на территории Мурманской области, относящейся к районам Крайнего Севера, применяется районный коэффициент 1,4. Изложенное подтверждается и информационными письмами Министерства труда и социального развития РФ, Пенсионного фонда РФ (л.д. 34 - 48), согласно которым на всей территории Мурманской области применяется районный коэффициент к заработной плате 1,4. Согласно справке администрации г. Мурманска (л.д. 27) именно коэффициент 1,4, централизованно установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, применяется для расчета трудовых пенсий и социальных пособий. Исходя из указанного коэффициента и было применено ответчиком при исчислении истице пенсии с января 2002 года соотношение заработков 1,4.

Поскольку в силу п. 2 ст. 30 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ при исчислении пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5, отношение заработков принимается 1,4, то являются
обоснованными доводы жалобы, что, возлагая на ответчика обязанность учитывать при определении отношения заработков районный коэффициент 1,5, а значит и повышенное отношение заработков, суд нарушил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: указанная норма содержится в п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку существенное нарушение норм материального права в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием к отмене судебного постановления в порядке надзора, состоявшиеся судебные постановления в части удовлетворения иска М.Г.К. подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе истице в иске в соответствии с п. 5 ч. ст. 390 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с М.Г.К. в пользу ГУ-УПФ РФ в г. Магнитогорске, как стороны, в чью пользу состоялось решение, подлежат взысканию 500 рублей - возврат госпошлины, уплаченной им за подачу кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 388, 390 ГПК РФ, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 19 января 2004 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 марта 2004 года в части удовлетворения иска М.Г.К. отменить.

В удовлетворении иска М.Г.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске произвести перерасчет пенсии М.Г.К. исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,5 отказать.

Взыскать с М.Г.К. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске 500 рублей.

Председательствующий: Ф.М.ВЯТКИН