Решения и определения судов

Решение Мосгорсуда от 21.12.2004 N 3-424/2004 О признании частично недействительным постановления Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве. (Извлечение)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2004 года

Дело N 3-424/2004

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-424/2004 по заявлению Прокурора г. Москвы о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 3.1 постановления Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“, подпункта 1.3 пункта 1 приложения 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“, подпункта 4.5 пункта 4 приложения 1 в части слов “одного“, подпункта 3.3 пункта 3
приложения 3 к данному постановлению,

установила:

Прокурор города Москвы обратился в Московский городской суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению постановления Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“, подпункта 1.3 пункта 1, подпункта 2.2 пункта 2, подпункта 4.5 пункта 4 приложения 1 и приложение 3.

При рассмотрении дела 16.12.2004 заявитель в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил предмет требований, просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункт 1.3 пункта 1 приложения 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“, подпункт 4.5 пункта 4 приложения 1 в части слов “одного“, подпункт 3.3 пункта 3 приложения 3 к данному постановлению.

В судебном заседании прокурор Л. поддержала заявленные требования и пояснила, что подпункт 1.3 пункта 1 приложения 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“ противоречит федеральному закону, поскольку перевозки пассажиров осуществляются на основании лицензии, следовательно, требование иных документов, ограничивает права хозяйствующих субъектов.

Подпункт 4.5 пункта 4 в части слова “одного“ противоречит Правилам дорожного движения, предусматривающим, что дети до 12 лет не учитываются при перевозке людей.

Пункт 3.1 постановления и подпункт 3.3 пункта 3 приложения 3 предусматривают аккредитацию в Управлении транспорта и связи города Москвы и возможность при нарушении операторами условий добровольной аккредитации приостановить или расторгнуть действие аккредитации. Такие нормы противоречат ст. 1 ГК РФ, поскольку все хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно вступать в гражданские правоотношения.

Представитель Правительства Москвы В. возражал против
удовлетворения требований прокурора и пояснил, что упоминающееся в подпункте 1.3 пункта 1 приложения 1 свидетельство об аккредитации является обязательным документом только для организаций, которые прошли аккредитацию, все остальные могут осуществлять перевозки без такого документа. Поскольку организации добровольно проходят аккредитацию, то обязательства, принимаемые ими также являются добровольными, в связи с чем, нарушения прав перевозчиков не усматривает. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащим закону пункта 3 постановления и подпункта 3.3 пункта 3 приложения 3 в связи с тем, что договор между Управлением транспорта и связи города Москвы и перевозчиками является добровольным и те обязательства, которые принимает на себя перевозчик также являются добровольными, за их нарушение производится расторжение договора аккредитации. Ни одному из федеральных законов возможность расторжения договора не противоречит.

Представитель Управления антимонопольной службы по городу Москве и Московской области Ж. пояснил, что оспариваемые прокурором нормы постановления Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП антимонопольному законодательству не противоречат.

Выслушав прокурора Л., представителя Правительства Москвы В., представителя Управления антимонопольной службы по городу Москве и Московской области Ж., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что требование подлежит удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено, что Правительством Москвы 03.06.2003 принято постановление N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“. Названный нормативный акт действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 23.09.2003 N 801-ПП, от 09.11.2004 N 776-ПП, с изменениями внесенными постановлением Правительства Москвы от 03.08.2004 N 549-ПП.

Как следует из преамбулы постановления оно принято в целях упорядочения и дальнейшего развития таксомоторных перевозок в городе Москве, повышения качества обслуживания и уровня безопасности
пассажиров и водителей такси, а также создания и обеспечения правовых и экономических условий эффективного функционирования регулируемых рыночных отношений и обеспечения цивилизованной конкуренции в этом виде перевозок, привлечения дополнительных инвестиций. Пунктом 1 постановления от 03.06.2003 утверждены: Правила организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве (приложение 1); Положение о городских стоянках легкового таксомоторного транспорта (такси) в городе Москве (приложение 2); Положение о добровольной аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием предварительных заказов на такси в городе Москве (приложение 3).

Подпункт 1.3 пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП устанавливает, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется на основании лицензии и лицензионных карточек на каждый автомобиль-такси, выдаваемых лицензирующим органом, свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы и в соответствии с настоящими Правилами.

Судебная коллегия приходит к выводу, что подпункт 1.3 пункта 1 приложения 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“ противоречит федеральному закону.

Из содержания оспариваемого подпункта следует, что в городе Москве деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется на основании лицензии и лицензионных карточек на каждый автомобиль-такси, выдаваемых лицензирующим органом, свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы и в соответствии с настоящими Правилами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ имеет название “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Вместе с тем, ст. 17 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ “О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом“ перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

Правительством Российской Федерации 10.06.2002 принято постановление N 402 “О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом“ в пункте 7 которого, предусматривается, что лицензия на осуществление любого вида деятельности, лицензируемого в соответствии с настоящим Положением, предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности и лицензионной карточки утверждаются лицензирующим органом.

Таким образом, для занятия деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом необходима лицензия, на автотранспортных средствах при осуществлении перевозок должна находиться лицензионная карточка, выдаваемая лицензирующим органом. Федеральным законодательством иные документы для занятия деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом не предусмотрены.

Следовательно, установление в подпункте 1.3 пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП нормы о том, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется на основании свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы и в соответствии с настоящими Правилами противоречит федеральному законодательству и нарушает права лиц, осуществляющих такого рода деятельность.

Доводы представителя Правительства Москвы о том, что требование о наличии свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы относится только к организациям, заключившим договор об аккредитации при Управлении транспорта и связи города
Москвы не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора.

В подпункте 1.3 пункта 1 приложения 1 не содержится указаний на то, что круг лиц, к которым относятся данные нормы, распространяется только на организации добровольно прошедшие в Управлении транспорта и связи города Москвы аккредитацию. Напротив, из содержания оспариваемого подпункта следует, что в нем содержатся правила о регулировании такого вида деятельности как перевозка пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве.

В подпункте 4.5 приложения 1 устанавливается, что количество пассажиров такси не должно превышать количество мест, определенное технической характеристикой автомобиля. С превышением этого количества допускается размещение одного ребенка в возрасте до двенадцати лет на руках взрослого пассажира на заднем сиденье (в ред. постановления Правительства Москвы от 09.11.2004 N 776-ПП).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в сфере исключительного ведения Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 23.10.1993 принято постановление N 1090 “О правилах дорожного движения“. В пункте 22.8 Правил дорожного движения запрещается перевозить людей: сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до 12-летнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем.

Таким образом Правилами дорожного движения вводится запрет провозить большее количество людей, чем это позволяет техническая характеристика транспортного средства. Вместе с тем, Правилами дорожного движения предусматривается, что дети до 12-летнего возраста при подсчете не учитываются.

Следовательно, вводя ограничение на перевозку в автомашине свыше количества мест только
одного ребенка в возрасте до 12 лет, Правительство Москвы ввело норму, противоречащую Правилам дорожного движения. В связи с тем, что правила по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации, а нормы подпункта 4.5 пункта 4 приложения 1 в части слов “одного“ противоречат федеральному законодательству, то такие нормы должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению.

Пунктом 3.1 постановления Правительства Москвы установлено с 01.07.2003 организовать добровольную аккредитацию операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием предварительных заказов на такси в городе Москве. В подпункте 3.3 приложения 3 к данному постановлению предусматривается, что в случае нарушения операторами условий добровольной аккредитации Управление транспорта и связи города Москвы вправе в одностороннем порядке приостановить или расторгнуть действие аккредитации и договора на осуществление таксомоторных перевозок в городе Москве.

Оспаривая данные нормы, прокурор указывал на то, что введение дополнительных условий для занятия деятельностью по перевозке пассажиров необоснованно препятствует хозяйствующим субъектам в их деятельности, в то время как Законом “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещено создавать дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. Расторжение договора перевозки и аккредитации в случае нарушения условий аккредитации противоречит ст. 1 ГК РФ.

С названными доводами прокурора согласиться нельзя.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП.

Как следует из п. 1.1 приложения 1 добровольная аккредитация операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием заказов на такси, осуществляется Управлением транспорта и связи города Москвы и является процедурой подтверждения соответствия, посредством которой Управление транспорта и связи города
Москвы удостоверяет в письменной форме, что оказываемые пассажирам услуги соответствуют установленным настоящим постановлением требованиям организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве.

Из данного подпункта следует, что аккредитация является добровольной процедурой для операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием заказов на такси.

В пункте 1.2 приложения 1 устанавливается, что добровольная аккредитация осуществляется в заявительном порядке.

Таким образом, пунктом 3.1 пункта 3 приложения 3 постановления Правительства Москвы, предусмотревшим добровольную аккредитацию операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием предварительных заказов на такси в городе Москве, не предусматривается возложение обязанностей на перевозчиков пройти аккредитацию для занятия деятельностью по перевозке пассажиров.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ к одному из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В статье 5 названного Федерального закона устанавливается, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области
обеспечения безопасности дорожного движения.

Из пункта 1.2 приложения 3 следует, что добровольная аккредитация осуществляется в заявительном порядке в целях:

- регистрации и учета операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием заказов на такси в соответствии с требованиями настоящего постановления;

- создания равных условий для деятельности на едином рынке таксомоторных перевозок в городе Москве;

- содействия пассажирам в компетентном выборе операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием заказов на такси, услугами которых они намереваются воспользоваться;

- защиты прав пассажиров как потребителей транспортных услуг;

- контроля качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества пассажиров при предоставлении этих услуг;

- информирования населения города Москвы через средства массовой информации об операторах, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием заказов на такси, гарантирующих безопасность и качество обслуживания.

Таким образом, из содержания приведенного выше пункта 1.2 приложения 3 добровольная аккредитация операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием предварительных заказов на такси в городе Москве осуществляется в соответствии с целями указанными в ст. 5 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“.

В ст. 4 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ предусматривается, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 6 этого же Закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

При установлении возможности добровольной аккредитации операторов, осуществляющих таксомоторные перевозки и прием предварительных заказов на такси в городе Москве Правительство Москвы не нарушило компетенцию Российской Федерации, установленную в ч. 1 ст. 6
Федерального закона “О безопасности дорожного движения“.

Нельзя согласиться с доводами прокурора о том, что действием пункта 3.1 постановления Правительства Москвы и подпункта 3.3 пункта 3 приложения 3 нарушается антимонопольное законодательство.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Однако ни пункт 3.1 постановления Правительства Москвы, ни подпункт 3.3 пункта 3 приложения 3 не содержат норм предусматривающих ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов при осуществлении таксомоторных перевозок и прием предварительных заказов на такси в городе Москве или предоставление в случае аккредитации льготных условий деятельности по отношению к субъектам не прошедшим аккредитацию.

Не противоречат нормы пункта 3.1 постановления Правительства Москвы и подпункта 3.3 пункта 3 приложения 3 ст. 1 ГК РФ.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Из Положения о Департаменте транспорта и связи города Москвы следует, что он является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, реализующим государственную политику и осуществляющим управление в области транспорта и связи, признанные приоритетными для развития города.

Из содержания пункта 3 приложения 3 следует, что аккредитация носит учетно-организационный характер и такие отношения не регулируются нормами гражданского права.

В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Поскольку нормы подпункта 1.3 пункта 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“ и подпункт 4.5 в части слов “одного“ приложения 1 утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“ противоречат федеральному законодательству, то с момента принятия нормативного акта они должны быть признаны недействующими.

В связи с тем, что нормы пункта 3.1 постановления Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“, и подпункта 3.3 приложения 3 к данному постановлению не противоречат федеральному законодательству, то в удовлетворении требований о признании их недействующими должно быть отказано.

Согласно ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 3.1 постановления Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“, подпункта 1.3 пункта 1 приложения 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“, подпункта 4.5 пункта 4 приложения 1 в части слов “одного“ и подпункта 3.3 пункта 3 приложения 3 к данному постановлению удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению подпункт 1.3 пункта 1 в части слов “свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы в соответствии с настоящими Правилами“, подпункт 4.5 пункта 4 в части слов “одного“ приложения 1 утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“ с момента принятия нормативного акта.

В удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 3.1 постановления Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 425-ПП “Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве“, и подпункта 3.3 пункта 3 приложения 3 к данному постановлению отказать.

Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт: в “Вестнике Мэра и Правительства Москвы“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.