Решения и определения судов

Решение Ярославского областного суда от 20.12.2004 N 3-113/04 О признании недействующим пункта 1 статьи 3.2 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 28-з “Об административных правонарушениях“.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2004 г. N 3-113/04

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.

с участием прокурора Мухина А.В.,

при секретаре Сурковой Т.Ю.,

рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Ф.И.О. и Ф.И.О. о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 ст. 3.2 Закона Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“,

установила:

индивидуальные предприниматели без образования юридического лица Малеев С.О. и Пиманов М.Ю. обратились в суд с заявлениями о признании не действующим с момента принятия п. 1 ст. 3.2 Закона Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“,
указав на то, что эта норма областного закона, определяющая полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями Закона Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“, противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и нарушает их права.

В судебном заседании Малеев С.О. и Пиманов М.Ю. заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснив о том, что неоднократно должностные лица органов внутренних дел составляли в отношении них протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.14 Закона Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“.

Представители Губернатора Ярославской области по доверенностям Морозов М.Ю., Демьянов В.А. и представитель Государственной Думы Ярославской области по доверенности Соколов А.А. с заявленными требованиями не согласились, сославшись на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам, не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителей и принята в соответствии с положениями КоАП РФ и ст. ст. 4, 10 и 11 Закона РФ “О милиции“.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 72 п. “к“ Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (статья 76 Конституции РФ).

Статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Оспариваемым пунктом 1 ст. 3.2 Закона Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1 - 4.3, 4.5 - 4.12, 4.14 - 4.16 настоящего Закона, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Между тем, пунктом 4 статьи 1.3, статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Исходя из анализа изложенных выше норм, следует, что субъекты Российской Федерации вправе уполномочивать составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностных лиц, не отнесенных к федеральным органам власти.

Оспариваемые положения статьи 3.2 Закона Ярославской области “Об административных правонарушениях“ затрагивают вопросы деятельности и полномочий федеральных органов власти, что, как
указано выше, отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, оспариваемая норма закона области прямо противоречит нормам федерального законодательства.

Доводы представителей заинтересованных лиц о соответствии принятой нормы статьям 4, 10 и 11 Закона РФ “О милиции“ несостоятельны, поскольку в названных статьях речь идет о законах субъектов РФ и о правах милиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, принятых и осуществляемых в пределах их полномочий.

Полномочия же должностных лиц органов внутренних дел (милиции) в области законодательства об административных правонарушениях устанавливаются нормами КоАП РФ и правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ним соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Оспариваемая правовая норма затрагивает права и свободы граждан, поскольку устанавливает правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение, устанавливает права и обязанности неопределенного круга лиц, определяет правомочность и полномочия должностных лиц составлять протоколы по административным делам, а значит, инициировать процедуру привлечения граждан, физических и юридических лиц к административной ответственности.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

При определении момента, с какого оспариваемый пункт должен быть признан недействительным, судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, высказанную в постановлении от 27.01.2004 N 1-П Конституционного Суда РФ, и считает необходимым признать нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в части удовлетворения требований заявителей по настоящему делу, либо сообщение о таком решении должно быть на основании ст.
35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ бесплатно опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован Закон Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“, - газете “Губернские вести“.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

признать пункт 1 ст. 3.2 Закона Ярославской области N 28-з от 02.06.2003 “Об административных правонарушениях“ не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

К.Н.ИГНАТОВ