Решения и определения судов

Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 16.12.2004 “О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.п. 4.5 и 4.6 пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия N 54 от 23.03.2004 (в редакции от 19.07.2004)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдаровой Т.А., при секретаре Орбодоевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 16 декабря 2004 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.п. 4.5 и 4.6 пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия N 54 от 23.03.2004 (в редакции от 19.07.2004),

установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.п. 4.5 и 4.6
пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия N 54 от 23.03.2004 (в ред. от 19.07.2004), ссылаясь на то, что денежные средства резервного фонда могут расходоваться только на цели, указанные в законе, в ст. 81 Бюджетного кодекса РФ.

В судебном заседании представители прокурора РБ Саргаева Н.П. и Болдоева Э.В. (по доверенностям) заявление поддержали, суду пояснили, что оспариваемыми подпунктами Положения предусмотрено расходование средств резервного фонда Правительства РБ на приобретение памятных подарков выдающимся деятелям науки, культуры и искусства по случаю юбилейных дат и гражданам, внесшим значительный вклад в развитие республики, на проведение встреч, симпозиумов, выставок, семинаров по проблемам общереспубликанского значения, тогда как в соответствии со ст. 81 БК РФ средства резервного фонда должны расходоваться на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, финансирование указанных мероприятий возможно по другим статьям бюджета, учитывая, что средства резервного фонда израсходованы, просят признать оспариваемые нормы закона не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.

Представитель Правительства Республики Бурятия Борисова А.В. (по доверенности) полагала заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку ст. 81 БК РФ не содержит исчерпывающего перечня случаев непредвиденных расходов, основной признак - это непредвиденность расходов, невозможно все предвидеть и заранее запланировать, к тому же, согласно справки Министерства финансов РБ, возможности предусмотреть расходы, указанные в оспариваемых подпунктах, по другим статьям республиканского бюджета нет.

Суд, выслушав представителей прокурора РБ и Правительства РБ, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора РБ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с
частями 1, 4 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления, средства которых расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Толкование этой нормы права позволяет сделать вывод о том, что расходование средств этого фонда возможно только в экстренных случаях, что обусловлено самой природой этого института, для покрытия потребностей, носящих случайный, но вероятный характер. Случайность таких потребностей выражается в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут они или нет. Их вероятность состоит в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета допускается только возможность их наступления.

Между тем, указанные в оспариваемых нормах права мероприятия вполне прогнозируемы, что позволяет их заранее планировать и предусматривать их финансирование за счет других статей бюджета.

Утверждение представителя Правительства РБ о том, что финансирование мероприятий, предусмотренных в оспариваемых подпунктах, невозможно за счет других статей бюджета со ссылкой на письмо Министерства финансов РБ бездоказательно и не может быть принято во внимание.

Таким образом, расходование средств резервного фонда Правительства РБ не может иметь место при недостаточно четком планировании бюджета на цели, которые прогнозируемы и чрезвычайными не являются.

В силу изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Бурятия

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Республики Бурятия. Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.п. 4.5 и 4.6 пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики
Бурятия, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия N 54 от 23.03.2004 (в ред. от 19.07.2004), со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное решение подлежит опубликованию в газете “Бурятия“. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия

Т.Д.ШАГДАРОВА