Решения и определения судов

Решение Ивановского областного суда от 10.12.2004 N 3-145/2004 В удовлетворении требования о признании противоречащими и не соответствующими федеральному законодательству положений закона, устанавливающего размер корректирующего коэффициента для определения суммы единого налога на вмененный доход с учетом сферы предпринимательской деятельности и ее особенностей, отказано, т.к. этот закон гражданские отношения не регулирует и прав индивидуальных предпринимателей на участие в гражданском обороте не ограничивает.

ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2004 г. по делу N 3-145/2004

Именем Российской Федерации

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду строка N 13 приложения N 2 Закона Ивановской области N 39-ОЗ от 23.09.1999, дополняющего Закон Ивановской области N 3-ОЗ от 26.02.1999 приложением 1в.

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Ноговицина С.А. при секретаре Фуфыгиной Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иванове дело по заявлению Ф.И.О. о признании противоречащей и не соответствующей нормам Гражданского кодекса РФ положения строки N 13 приложения 1в Закона Ивановской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области “О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 39-ОЗ от 23 сентября 1999 года,

установил:

16 сентября 1999 года Законодательным Собранием Ивановской области принят Закон Ивановской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 39-ОЗ.

Согласно строке N 13 приложения 1в указанного Закона введен корректирующий коэффициент К6 в размере 0,5, влияющий на размер единого налога по результатам предпринимательской деятельности, для магазинов и торговых павильонов розничной торговли, при комиссионной торговле по продаже товаров по договорам комиссии с физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей).

Кузьмина И.Е., индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими и не соответствующими нормам федерального законодательства положений строки N 13 приложения 1в Закона Ивановской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 39-ОЗ от 23 сентября 1999 года, а также о признании указанных норм недействующими.

Заявление мотивировано следующим: положение указанной строки N 13 приложения 1в к Закону Ивановской области N 39-ОЗ от 23 сентября 1999 года допускает заключение договоров комиссии только с физическими лицами и исключает индивидуальных предпринимателей (в качестве комитентов) из комиссионной торговли, что противоречит нормам статей 990 ГК РФ и 11 НК РФ и нарушает ее права как индивидуального предпринимателя.

Представитель Кузьминой И.Е. по доверенности Николаев С.И. в судебном заседании поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, пояснив, что Кузьмина И.Е. занималась комиссионной торговлей с гражданами в 2000 - 2002 годах и оплачивала единый налог в соответствии со строкой N 13
приложения 1в обжалуемого Закона, но в настоящее время инспекция по налогам и сборам привлекла ее к ответственности за налоговое правонарушение в связи с неправильным исчислением единого налога на вмененный доход.

Представитель Законодательного Собрания Ивановской области по доверенности Норкин А.В. с заявлением не согласен и просил отказать в его удовлетворении по следующим основаниям.

Закон Ивановской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 39-ОЗ принят Законодательным Собранием Ивановской области на основании и в соответствии с нормами Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона единый налог на вмененный доход устанавливался и вводился в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, которые были наделены полномочиями по определению сфер предпринимательской деятельности в пределах перечня, установлению размера вмененного дохода и иных составляющих формул расчета единого налога с учетом повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих влияние того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности.

Таким образом, Законодательное Собрание Ивановской области в соответствии с этими требованиями не вышло за пределы полномочий по установлению единого налога на вмененный доход, предоставленных Федеральным законом, а оспариваемые нормы Закона Ивановской области не противоречат нормам гражданского и налогового законодательства РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление Кузьминой И.Е. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ Законодательным Собранием Ивановской
области принят Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 26 февраля N 3-ОЗ.

Законодательным Собранием Ивановской области 23 сентября 1999 года принят Закон Ивановской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 39-ОЗ.

Согласно строке N 13 приложения 1в указанного Закона N 39-ОЗ при комиссионной торговле по продаже товаров по договорам комиссии с физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) сумма единого налога рассчитывается с учетом корректирующего коэффициента К6, равного 0,5.

Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 26 февраля 1999 года N 3-ОЗ и Закон Ивановской области о внесении в него изменений и дополнений от 23 сентября 1999 года N 39-ОЗ утратили силу с 1 января 2003 года.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по вопросам совместного ведения, если они не противоречат федеральным законам.

При таких обстоятельствах принятие Законодательным Собранием Ивановской области Закона Ивановской области N 3-ОЗ от 26 февраля 1999 года (в редакции от 23 сентября 1999 года N 39-ОЗ), которым установлен в приложении 1в, строка N 13, корректирующий коэффициент К6 в размере 0,5, не нарушило норм федерального законодательства, как указывается заявителем, так как порядок исчисления
единого налога и размер вмененного дохода в соответствии со статьями 5, 6 ФЗ РФ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данный Закон Ивановской области принят Законодательным Собранием Ивановской области в пределах предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с федеральным законом и нормами статей 57 и 72 Конституции Российской Федерации.

Доводы Кузьминой И.Е. о том, что положения строки N 13 приложения 1в оспариваемого Закона Ивановской области допускают заключение договоров комиссии только с физическими лицами и исключают индивидуальных предпринимателей (в качестве комитентов) из комиссионной торговли, что противоречит нормам статьи 990 ГК РФ, суд находит необоснованными.

Закон Ивановской области N 39-ОЗ от 23 сентября 1999 года в оспариваемой части лишь устанавливает размер корректирующего коэффициента для определения единого налога с учетом сферы предпринимательской деятельности (торговля) и ее особенностей (комиссионная торговля по договорам комиссии с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей), а не регулирует гражданские отношения в сфере договоров комиссии.

Установление различного налога, взимаемого с физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не препятствует последним участвовать в гражданском обороте и не нарушает прав этих лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Кузьминой И.Е. о признании противоречащим нормам федерального законодательства и недействующим положения строки N 13 приложения 1в Закона Ивановской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 23 сентября 1999 года
N 39-ОЗ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ивановский областной суд.