Решения и определения судов

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 25.11.2004 N 44-г-219 В связи с тем, что мотивированный расчет подлежащих возврату истцу денежных сумм из бюджета в судебном решении отсутствует, решение в этой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2004 г. N 44-г-219

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел дело по иску Ч. к Ш., К., А., Ф., С., Е., Г., Б., В., Д., Х., Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ярославской области о взыскании денежных сумм.

Заслушав доклад судьи областного суда, президиум

установил:

Приговорами Ярославского областного суда от 10 сентября 1996 года и 14 июля 2000 года в доход государства с Ч., Ш., К., А., Ф., С., Е., Г., Б., В., Д., Х., Т. солидарно взысканы денежные суммы в возмещение ущерба, причиненного преступными действиями. В соответствии с приговорами суда подлежало взысканию в доход государства 65537 руб. 18
коп. При этом с Ч. было удержано 61248 руб. 22 коп.

Ч. обратился в суд с иском к Ш., К., А., Ф., С., Е., Г., Б., В., Д., Х. о взыскании в порядке регресса удержанных с него по приговору суда денежных сумм, приходящихся на долю ответчиков.

Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2004 года в пользу Ч. с Б. взыскано 9880 руб. 45 коп., с Ш. - 7586 руб. 06 коп., с К. - 7586 руб. 06 коп., с Ф. - 5226 руб. 18 коп., с Д. - 1124 руб. 97 коп., с Х. - 3163 руб. 97 коп., с С. - 409 руб. 50 коп.; за счет средств государственной казны в пользу Ч. взыскано 14851 руб. 49 коп., на компетентный налоговый орган возложена обязанность выдать заключение о возврате денежных средств и осуществить их возврат из казны; в остальной части иска отказано.

В кассационном порядке решение суда не обжаловалось.

На указанное решение Ч. подана надзорная жалоба.

Дело истребовано в Ярославский областной суд.

Определением судьи Ярославского областного суда надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Ярославского областного суда.

Проверив материалы гражданского дела, президиум находит решение подлежащим отмене.

Возлагая на компетентный налоговый орган обязанность выдать заключение о возврате денежных средств и осуществить их возврат из казны, суд в нарушение требований ч. 1 ст. 196, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в решении не привел ссылки на материальный закон, которым он руководствовался.

Из дела видно, что налоговые органы к участию в деле не привлекались, то есть суд разрешил вопрос об обязанностях
лица, не привлеченного к участию в деле.

Кроме того, решение суда в данной части является неконкретным, так как суд не указал, на какой именно налоговый орган возложена обязанность выдать заключение о возврате денежных средств и осуществить их возврат из казны и за счет государственной казны какого уровня (федеральной или субъекта РФ) должен быть произведен возврат денежных средств.

Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Исковые требования Ч. не связаны с возвратом из бюджета излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Поэтому правовых оснований для возложения на налоговый орган обязанности выдать заключение о возврате денежных средств и осуществить их возврат из казны не имеется.

При излишнем взыскании с Ч. денежных сумм во исполнение приговора суда возникло обязательство вследствие неосновательного обогащения. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Взысканные с Ч. по приговору суда денежные суммы поступили в бюджет Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 214 ГК РФ Российская Федерация отвечает по своим обязательствам за счет средств казны РФ, в состав которой входят средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ при взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени
казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В связи с тем, что мотивированный расчет подлежащих возврату Ч. денежных сумм из бюджета в судебном решении отсутствует, решение в этой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

постановил:

Решение Фрунзенского районного суда от 25 марта 2004 года в части взыскания за счет средств государственной казны в пользу Ч. 14851 руб. 49 коп., с возложением обязанности на компетентный налоговый орган по выдаче заключения о возврате денежных средств и осуществлению их возврата из казны отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председатель