Решения и определения судов

Решение Ленинградского областного суда от 22.11.2004 по делу N 3-203/2004 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений закона Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-оз “О плате за землю в Ленинградской области“.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 ноября 2004 г. N 3-203/2004

Именем Российской Федерации

Ленинградский областной суд в составе председательствующего судьи Ерку Т.А. с участием прокурора Шадриной Е.В. при секретаре Бойко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного предприятия племенной совхоз “Мыслинский“ об оспаривании отдельных положений областного закона от 27 июля 1994 года N 4-оз “О плате за землю в Ленинградской области“, установил:

Государственное предприятие племенной совхоз “Мыслинский“ обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений областного закона от 27 июля 1994 года N 4-оз “О плате за землю в Ленинградской области“, указывая, что второе предложение статьи
8 и приложение 4 к указанному закону, в соответствии с которыми утверждены коэффициенты корректировки сумм земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра, противоречат пункту 5 статьи 3, пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ, пункту 1 статьи 64 Бюджетного кодекса РФ, пункту 1 статьи 39 ФЗ-154 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которыми ставки земельного налога, являющегося местным налогом, устанавливаются представительными органами местного самоуправления, а не органами власти субъекта федерации.

Оспариваемые заявителем положения областного закона нарушают его права, поскольку обязывают государственное предприятие племенной совхоз “Мыслинский“ уплачивать земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, незаконно увеличенный на повышающий коэффициент.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представители Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области с заявленными требованиями не согласны, указывая, что земельный налог относится к местным налогам на основании статьи 15 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ он устанавливается представительными органами местного самоуправления. Однако на основании статьи 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ статья 15 Налогового кодекса РФ вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. До этого момента ссылки в пункте 5 статьи 3 НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в настоящее время продолжает действовать в части установления видов налогов Российской Федерации и определяет, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей. Земельный налог установлен Законом РФ “О плате за землю“, которым определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, оспариваемые положения областного закона не противоречат федеральному законодательству, учитывая, что налоговое законодательство является специальным и имеет приоритет в вопросах установления и исчисления налогов.

Выслушав объяснения представителя ГП племенной совхоз “Мыслинский“ Генералова В.В., представителей Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С. и Шишукиной С.А., представителя Губернатора Ленинградской области Тищенко В.Ю., заключение прокурора Шадриной Е.В., полагавшей, что заявление подлежит отклонению, исследовав и оценив материалы дела, изучив положения областного и федерального законодательства, суд приходит к следующему.

Статьей 8 областного закона “О плате за землю в Ленинградской области“ от 27 июля 1994 года N 4-оз, действующего в редакции областных законов от 27.10.1994, от 27.12.1994, от 18.07.1995, от 13.03.1996 и 25.11.2003, установлено, что сумма земельного налога на сельскохозяйственные угодья вне населенных пунктов корректируется с учетом местоположения земельных участков. Утверждены коэффициенты корректировки сумм земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения Ленинградской области в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра (приложение 4).

В приложении 4 к оспариваемому закону приведены коэффициенты корректировки сумм земельного налога, нормативной цены и арендной платы земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра.

В
соответствии со статьями 3, 15, 53 Налогового кодекса РФ, на которые заявитель ссылается в своем заявлении, земельный налог является местным налогом, устанавливается и изменяется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Однако заявителем не учтено то обстоятельство, что в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ статья 15 НК РФ вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. До этого момента ссылки в пункте 5 статьи 3 НК РФ приравниваются к ссылкам на данный закон и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Федеральный закон от 20.08.2004 N 116-ФЗ, вносящий изменения в Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, вступил в силу с 1 января 2005 года.

Земельный налог установлен Законом РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 “О плате за землю“, который не утратил своего действия и статьей 5 которого определены полномочия органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации по установлению ставок земельного налога. В указанной статье Закона определено, что при исчислении
сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков. При этом суд не может принять во внимание доводы представителя заявителя о том, что статья 5 Закона не может применяться с 12 декабря 1993 года после принятия Конституции Российской Федерации, поскольку на сегодняшний день Закон действует в редакции от 20 августа 2004 года (Федеральный закон N 116-ФЗ).

Анализ оспариваемых норм областного закона и сопоставление его с положениями федерального законодательства позволяют прийти к выводу о том, что в настоящее время при наличии противоречий в федеральном законодательстве по вопросу полномочий представительных органов субъекта Российской Федерации и местного самоуправления относительно установления земельного налога, учитывая, что налоговое законодательство является специальным по вопросам установления и исчисления налогов, следует руководствоваться именно им. В связи с этим ссылка заявителя на положения ст. 64, п. 1 Бюджетного кодекса РФ, а также ст. 39, п. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которыми размеры ставок по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, не может быть принята во внимание.

Также судом не может быть принята во внимание ссылка представителя заявителя на постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 года N 13-П “По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году“, поскольку им не регулируются вопросы, являющиеся предметом данного судебного разбирательства. Кроме того, постановление принято до введения в действие Налогового кодекса РФ.

Таким образом, суд считает, что оспариваемые заявителем положения областного закона не противоречат положениям федерального законодательства,
регулирующего на данный момент времени вопросы установления земельного налога, учитывая порядок и сроки введения в действие соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:

Государственному предприятию совхоз “Мыслинский“ в удовлетворении заявления о признании недействующими второго предложения статьи 8 областного закона от 27 июля 1994 года N 4-оз “О плате за землю в Ленинградской области“ (с изменениями, внесенными областными законами N 8-оз от 27 октября 1994 года, N 13-оз от 27 декабря 1994 года, N 21-оз от 18 июля 1995 года, N 3-оз от 15 марта 1996 года и N 96-оз от 25 ноября 2003 года) в части корректировки сумм земельного налога, а также приложения 4 к указанному закону в части корректировки сумм земельного налога отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховной Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ленинградский областной суд.