Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17.11.2004 по делу N 3-541/04 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании противоречащей Федеральным законам и недействительной статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 09.12.2003 N 676-101 “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2004 г. N 3-541/04

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я., с участием прокурора Осининой Н.А., при секретаре Медведкиной В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Ф.И.О. и Ф.И.О. о признании противоречащей федеральным законам и недействительной ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“. Установлено:

Агапов А.С., являющийся пенсионером, ветераном войны, ветераном труда, и Болгар В.Г., являющийся инвалидом, обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ (л.д. 7-10, 14, 15).

После уточнения своих требований заявители просили суд признать ст. 3 Закона Санкт-Петербурга
“О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ в той части, в которой отсутствуют средства на возмещение расходов автоперевозчиков на бесплатный проезд граждан льготных категорий на коммерческих маршрутах пассажирского транспорта недействительной, нарушающей права заявителей на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, предоставленный им федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и региональными нормативными актами - решением Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 25 мая 1993 года N 62 “О льготах по проезду на городском транспорте для пенсионеров“ и распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 4 июня 1993 года N 413 “О предоставлении бесплатного проезда городским пассажирским транспортом пенсионерам, получающим государственные пенсии“, и противоречащей следующим федеральным законам - ч. 1 ст. 30, п. 15 ст. 5 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, пп. 13 п. 1 ст. 16, пп. 4 п. 1 ст. 22 ФЗ “О ветеранах“, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д. 436).

Заявитель Болгар В.Г. в судебном заседании поддержал уточненные требования. Заявитель Агапов А.С., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие в случае его неявки в суд (л.д. 10).

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гринева В.М. и представитель Губернатора Санкт-Петербурга Марьенко Ю.В. возражали против удовлетворения заявления Агапова А.С. и Болгара В.Г., полагая, что оспоренный заявителями Закон Санкт-Петербурга не нарушает прав заявителей, относящихся к льготной категории граждан, на бесплатный проезд на коммерческих маршрутах пассажирского транспорта и не противоречит указанным заявителями федеральным законам. Законом Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ предусмотрены средства на субсидии: на выполнение
городского заказа по перевозке пассажиров в автобусах на городских и пригородных маршрутах, за исключением пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемыми из фонда компенсаций; на выполнение городского заказа по перевозке пассажиров наземным электротранспортом, за исключением пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемыми из фонда компенсаций. Законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации отражать отдельной строкой в бюджете субъекта Российской Федерации денежные средства на реализацию указанных законов. Кроме того, предметом регулирования оспоренного заявителями Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ являются отношения по поводу образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Санкт-Петербурга. Данный закон не регулирует вопросы предоставления льгот по проезду в городском пассажирском транспорте.

Выслушав объяснения сторон, проверив представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора Осининой Н.А., полагавшей заявление Агапова А.С. и Болгара В.Г. не подлежащим удовлетворению, суд находит заявление Агапова А.С. и Болгара В.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

19 ноября 2003 года был принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и 9 декабря 2003 года был подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“.

Статьей 3 указанного Закона утверждены расходы бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год:

1) по функциональной структуре расходов согласно приложению 2;

2) по ведомственной структуре расходов согласно приложению 3.

Как следует из указанных приложений 2 и 3 к Закону Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ в бюджете Санкт-Петербурга, действительно, отдельной строкой не отражены денежные средства на реализацию федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации“ и региональных нормативных актов - решения Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 25 мая 1993 года N 62 “О льготах по проезду на городском транспорте для пенсионеров“ и распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 4 июня 1993 года N 413 “О предоставлении бесплатного проезда городским пассажирским транспортом пенсионерам, получающим государственные пенсии“, в частности, на бесплатный проезд граждан льготных категорий на коммерческих маршрутах пассажирского транспорта.

Однако указанное обстоятельство, по мнению суда, не свидетельствует о том, что ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“, которой утверждены приложения 2 и 3 к этому закону, противоречит ч. 1 ст. 30, п. 15 ст. 5 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, пп. 13 п. 1 ст. 16 и пп. 4 п. 2 ст. 22 ФЗ “О ветеранах“ (ошибочно указанному в заявлении как пп. 4 п. 1 ст. 22 ФЗ “О ветеранах“), ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителей на бесплатный проезд на коммерческих маршрутах пассажирского транспорта.

Так, согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 ФЗ “О ветеранах“ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие льготы и права: бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от их места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов - (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичное правило содержится в пп. 4 п. 2 ст. 22 указанного Федерального закона в отношении лиц, имеющих звание “Ветеран труда“, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Согласно пп. “в“ п. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ оплата проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии - межобластных, межкраевых, межреспубликанских) финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 8 “Транспорт, связь информатика“ приложения 2 “Функциональная структура расходов Санкт-Петербурга на 2004 год“ к Закону Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“, утвержденного оспоренной заявителями ст. 3 указанного Закона, в бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год предусмотрены средства на субсидии: на выполнение городского заказа по перевозке пассажиров в автобусах на городских и пригородных маршрутах, за исключением пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемыми из фонда компенсаций; на выполнение городского заказа по перевозке пассажиров наземным электротранспортом, за исключением пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемыми из фонда компенсаций (л.д. 61).

Ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год (приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“, коды целевых статей 3720022 и 3800018) Комитету по транспорту (который в соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 29.09.2003 N 2277-ра является главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год) предусмотрены средства на указанные
выше расходы в сумме 826956,4 тыс. рублей и 1226061,5 тыс. рублей соответственно (л.д. 234-235).

Таким образом, в бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год предусмотрены средства на субсидии на выполнение городского заказа по перевозке пассажиров в автобусах на городских и пригородных маршрутах, в том числе и лиц, пользующихся правом на бесплатный проезд в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и в соответствии с региональными нормативными актами - решением Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 25 мая 1993 года N 62 “О льготах по проезду на городском транспорте для пенсионеров“ и распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 4 июня 1993 года N 413 “О предоставлении бесплатного проезда городским пассажирским транспортом пенсионерам, получающим государственные пенсии“, которые предоставляются в распоряжение Комитета по транспорту, уполномоченного в силу п. 3.24 раздела 3 Положения о Комитете по транспорту, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 226, утверждать порядок компенсации расходов по перевозке пассажиров по регулируемому тарифу, а также по перевозке льготных категорий пассажиров (л.д. 442).

Кроме того, ни пп. 13 п. 1 ст. 16 и пп. 4 п. 2 ст. 22 Федерального закона “О ветеранах“, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации не вменено в обязанность субъекта Российской Федерации указывать отдельной строкой в бюджете субъекта средства, выделяемые на реализацию как в целом Закона “О ветеранах“, так и в части финансирования отдельных льгот, установленных данным законом, в том числе оплаты проезда ветеранов на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси).

При таких обстоятельствах не имеется оснований утверждать, что ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ противоречит пп. 13 п. 1
ст. 16 и пп. 4 п. 2 ст. 22 ФЗ “О ветеранах“.

Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалиды пользуются правом на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В соответствии с п. 15 ст. 5 указанного Федерального закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится формирование бюджета субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Как следует из ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в нем не содержится положения о том, что оплата проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 46, пунктом 3 статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год“ утвержден в составе расходов федерального бюджета на 2004 год Фонд компенсаций в сумме 49910240,0 тыс. рублей и установлен размер субсидий и субвенций, направляемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг“ в сумме 7293000,0 тыс. рублей. Согласно ч. 4 п. 3 ст. 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год“ предоставление и расходование указанных средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, согласно приложению 14 к настоящему Федеральному закону (л.д. 454-455).

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств
фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года N 536, настоящий Порядок определяет правила предоставления и расходования субсидий и субвенций, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

Согласно п. 3 Порядка предоставляемые из федерального бюджета субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов по следующим кодам бюджетной классификации: на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ - по коду 3020500 “Субсидии“.

Однако указанным Порядком не предусмотрено отражение данных субсидий в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Как следует из указанного Порядка, после проведения соответствующих финансовых операций субсидии поступают непосредственно на счета получателей субсидий, которые расходуют указанные бюджетные средства на выплату денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим услуги в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (л.д. 456).

Таким образом, оплата проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщений, кроме такси, финансируется за счет средств бюджета Российской Федерации, предоставление и расходование которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а не органами власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеется оснований утверждать, что ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“, в
расходной части которого не отражены средства на выполнение городского заказа по перевозке наземным электротранспортом, а также в автобусах на городских и пригородных маршрутах пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемыми из фонда компенсаций, противоречат ч. 1 ст. 30, п. 15 ст. 5 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“, утвердившая расходы бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год, не содержит каких-либо положений, лишающих права лиц льготных категорий на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), в том числе и на коммерческих маршрутах. Кроме того, как следует из п. 3.24 раздела 3 Положения “О Комитете по транспорту“, Комитет по транспорту утверждает порядок компенсации расходов по перевозке всех льготных категорий пассажиров, не исключая тех, кто пользуется правом льготного проезда в соответствии с федеральными законами, финансируемыми из фонда компенсаций.

При таких обстоятельствах не имеется оснований утверждать, что ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ нарушает права заявителя Агапова А.С., имеющего льготы на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 16 и пп. 4 п. 2 ст. 22 ФЗ “О ветеранах“ и с указанными выше региональными актами - решением Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 25 мая 1993 года N 62 “О льготах по проезду на городском транспорте для пенсионеров“ и распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 4 июня 1993 года N 413 “О предоставлении бесплатного проезда городским пассажирским транспортом пенсионерам, получающим государственные пенсии“, и заявителя Болгара В.Г.,
имеющего льготы на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Суд также не усматривает противоречия ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, поскольку оспоренная заявителями ст. 3 Закона Санкт-Петербурга не содержит каких-либо правил, регулирующих вопросы определения источников финансирования обеспечения социальной защиты населения.

Доводы заявителей, имеющих право на бесплатный проезд, о том, что водители маршрутных такси отказывают им в бесплатном проезде, ссылаясь на то, что их транспортным организациям не возмещаются за счет бюджетных средств расходы, понесенные в связи с перевозкой пассажиров льготных категорий, подтвержденные заявителями представленной суду перепиской, имевшей место в 2003 году (л.д. 19-35), не могут служить основанием для удовлетворения указанного выше заявления Агапова А.С. и Болгара В.Г., поскольку в данном случае их права нарушаются не оспоренным ими нормативным актом, а конкретными перевозчиками, не лишенными возможности получить возмещение понесенных расходов в связи с перевозкой пассажиров льготных категорий в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление Ф.И.О. и Ф.И.О. о признании противоречащей федеральным законам и недействительной ст. 3 Закона Санкт-Петербурга “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год“ оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.