Решения и определения судов

Решение Сахалинского областного суда от 17.11.2004 N 3-109/04 О признании недействующими отдельных положений Закона Сахалинской области от 06.07.1998 N 78 “О муниципальной службе в Сахалинской области“.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

от 17 ноября 2004 года Дело N 3-109/04“

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего - Жуковской З.В., при секретаре - Шелепневой А.В., с участием прокурора - Малышевой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании недействующим подпункта 3 пункта 2 статьи 16 Закона Сахалинской области “О муниципальной службе в Сахалинской области“ и установил:

25 июня 1998 года Сахалинская областная Дума приняла Закон Сахалинской области N 78 “О муниципальной службе в Сахалинской области“, который 6 июля 1998 года подписан губернатором области и 16 июля того же года опубликован в газете “Губернские ведомости“.

Согласно подпункту
3 пункта 2 статьи 16 названного Закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, братья и сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного из них другому.

20 октября 2004 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд в защиту интересов Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы Закона Сахалинской области недействующей со дня вступления решения суда в законную силу по тому основанию, что установленное в Законе области N 78 ограничение не предусмотрено ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“, а в силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

В судебном заседании прокурор Малышева Ю.В. заявление прокурора Сахалинской области поддержала.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 79-ФЗ принят 27.07.2004, а не 27.07.2003.

Представитель Сахалинской областной Думы Исайкин А.Ю. и представитель губернатора Сахалинской области Сапрыкин К.А. с заявлением прокурора не согласились, сослались на положение Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ о взаимосвязи государственной и муниципальной службы, в том числе в части, касающейся вопроса ограничений поступления на службу, а также на положение Федерального закона от 27 июля 2003 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, согласно которому одним из принципов взаимосвязи гражданской и муниципальной службы является единство ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы.

Исследовав материалы дела,
выслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявление прокурора Сахалинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 8 января 1998 года N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В статье 11 вышеуказанного Федерального закона приведен перечень ограничений, связанных с муниципальной службой, однако ограничение совместной муниципальной службы близких родственников (свойственников) в связи с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому в данной норме не предусмотрено.

В отличие от ранее действовавшей статьи 20 Кодекса законов о труде Российской Федерации, принятого в 1971 году, не предусмотрено такое ограничение и в Трудовом кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 февраля 2002 года.

Согласно статье 3 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены только федеральным законом.

При этом дискриминацией будет считаться такое установление различий, исключений, предпочтений и ограничений прав работников, какое определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законодательством (часть 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Поскольку федеральный закон, ограничивающий права близких родственников и свойственников на совместную муниципальную службу, в настоящее время отсутствует, следует вывод, что оспариваемая норма Закона Сахалинской области противоречит действующему федеральному законодательству.

Доводы представителей Сахалинской областной Думы и губернатора Сахалинской области об обратном не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.

Федеральный закон от 27 мая 2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ в части, касающейся положений о взаимосвязи государственной и муниципальной службы, не содержит в себе норм, непосредственно регулирующих вопросы ограничения при поступлении гражданина на муниципальную службу, тогда как соответствующая норма имеется в Федеральном законе “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ и непосредственно регулирует спорный вопрос.

Отсюда следует, что при разрешении заявления прокурора абзац 7 части 1 статьи 7 Федерального закона N 58 по аналогии не применимы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 79-ФЗ принят 27.07.2004, а не 27.07.2003.

Не состоятельна ссылка и на положения о единстве ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, содержащиеся в Федеральном законе от 27 июля 2003 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, поскольку названный Закон вступает в законную силу только с 31 января 2005 года и в силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (действие закона во времени) в данном случае также не применим.

Исходя из изложенного, суд на основании статьи 13
Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает подпункт 3 пункта 2 статьи 16 Закона Сахалинской области “О муниципальной службе в Сахалинской области“ недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для признания этого акта недействующим со дня принятия суд не усматривает.

На основании ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ суд обязывает редакцию газеты “Губернские ведомости“, как источник опубликования законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области, опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение десяти дней после вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.

Признать недействующим подпункт 3 пункта 2 статьи 16 Закона Сахалинской области “О муниципальной службе в Сахалинской области“ со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать редакцию газеты “Губернские ведомости“ опубликовать сообщение о данном решении в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - судья

Сахалинского областного суда

З.В.Жуковская