Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 05.11.2004 N 3П-1-142/04 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 434.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2004 г. N 3П-1-142/04

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,

с участием прокурора Давлетбакова Ш.С.,

при секретаре Усачевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 434,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 5 раздела 2, абзаца 2 пункта 3.1, абзаца 9 пункта 3.3, абзацев 2 и 3 пункта 4.2.1 Положения о Министерстве по делам молодежи и
спорту Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 434 (далее - Положение).

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнил требования и просил признать противоречащим федеральному законодательству пункт 4.2.1 Положения в части наделения Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права (“золотая карта“)) определять в соответствии с уставом их непосредственные предметы и цели деятельности, осуществлять подбор, назначение, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма руководителей предприятий и организаций. В остальной части требования поддержал.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 5 раздела 2 и абзаца 2 пункта 3.1 Положения не согласился.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Кабинетом Министров Республики Татарстан 09.07.2001 принято Постановление N 434 “Вопросы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан“, которым утверждено Положение о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности предприятий, учреждений и иных
организаций независимо от их организационно-правовой формы, созданных в установленном порядке в отраслях, видах деятельности, указанных в Приложении к настоящему Положению. Задачами Министерства в соответствии с абзацем 5 раздела 2 Положения являются координация деятельности общественных, благотворительных организаций, федераций и ассоциаций, занимающихся вопросами молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.

Между тем Федеральный закон “Об общественных объединениях“, устанавливая правовое положение общественных объединений, определил пределы взаимоотношений государства и общественных объединений. В соответствии со статьей 17 Федерального закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Кроме того, статьей 38 Закона определены органы, осуществляющие надзор и контроль за деятельностью общественных объединений, которыми являются прокуратура Российской Федерации, орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений, финансовые органы, а также экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы, осуществляющие надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов.

Довод представителя Кабинета Министров РТ о том, что абзац 5 раздела 2 Положения предусматривает согласование действий при организации и проведении мероприятий, реализации проектов, программ не соответствует тексту и буквальному пониманию данной нормы.

Таким образом, Положение в этой части противоречит федеральному законодательству.

Противоречит федеральному законодательству и абзац 2 пункта 3.1 Положения, в соответствии с которым Министерство несет ответственность за осуществление лицензирования закрепленных видов деятельности, а также абзац 9 пункта 3.3 Положения, согласно которому на Министерство возложено осуществление лицензирования деятельности в области физической культуры, спорта и туризма в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской
Федерации перечень отдельных видов деятельности, которыми может заниматься юридическое лицо только на основании специального разрешения (лицензии), устанавливается законом, под которым согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается федеральный закон.

Статьей 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта данным перечнем не предусмотрено.

Более того, Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ положения о необходимости получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта исключены и из Федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации“.

Статьей 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в перечень лицензируемых видов деятельности включена туроператорская деятельность, турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых. Однако в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 135 от 11.02.2002 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, принятым на основании статьи 5 указанного Федерального закона, лицензирование названных видов деятельности возложено на Минэкономразвития России. В перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные виды деятельности не включены.

Соглашаясь с доводом представителя Кабинета Министров РТ о возможности делегирования Федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в том числе по лицензированию), суд в то же время считает, что Кабинет Министров РТ не вправе по вышеизложенным обстоятельствам самостоятельно закреплять эти полномочия в актах, регулирующих деятельность Министерства.

Согласно пункту 4.2.1 Положения Министерству предоставлено право в отношении
хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права (“золотая карта“)) определять в соответствии с уставом их непосредственные предметы и цели деятельности, осуществлять подбор, назначение, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма руководителей предприятий и организаций.

Между тем в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

К тому же согласно с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона “Об акционерных обществах“ образование исполнительных органов обществ и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются Федеральным законом “Об акционерных обществах“, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права (“золотой акции“), установлены Федеральным законом “О приватизации государственного и
муниципального имущества“, в соответствии со статьей 38 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права (“золотой акции“), назначают представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества, которые участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений по ряду вопросов, определенных указанным Федеральным законом.

При таком положении пункт 4.2.1 Положения в части наделения Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права (“золотая акция“)) определять в соответствии с уставом их непосредственные предметы и цели деятельности, осуществлять подбор, назначение, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма руководителей предприятий и организаций противоречит федеральному законодательству.

На основании изложенного суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу абзац 5 раздела 2, абзац 2 пункта 3.1, абзац 9 пункта 3.3, абзацы 2 и 3 пункта 4.2.1 в части наделения Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права (“золотая акция“)) определять в соответствии с уставом их непосредственные предметы и цели деятельности, осуществлять подбор, назначение, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма руководителей предприятий и организаций Положения о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, утвержденного
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 434.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу абзац 5 раздела 2, абзац 2 пункта 3.1, абзац 9 пункта 3.3, абзацы 2 и 3 пункта 4.2.1 в части наделения Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права (“золотая акция“)) определять в соответствии с уставом их непосредственные предметы и цели деятельности, осуществлять подбор, назначение, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма руководителей предприятий и организаций Положения о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 434.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в “Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 16 ноября 2004 г.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ