Решения и определения судов

Решение Ленинградского областного суда от 15.07.2004 по делу N 3-92/04 О признании частично недействующим предпоследнего абзаца статьи 1 областного закона от 16.04.1998 N 11-оз “О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области“.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2004 г. N 3-92/04

Именем Российской Федерации

Ленинградский областной суд в составе председательствующего - судьи Морозковой Е.Е., с участием прокурора Панфилова П.Ф., при секретаре Ильиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующим предпоследнего абзаца статьи 1 в части слов “25-летнего возраста“ областного закона от 16 апреля 1998 г. N 11-оз “О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области“, установил:

Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим предпоследнего абзаца статьи 1 в части слов “25-летнего возраста“ областного закона от 16 апреля 1998 г. N 11-оз “О молодежи
и государственной молодежной политике в Ленинградской области“ с момента вступления его в силу, то есть с 8 июля 1998 г.

В обоснование требований указано, что в предпоследнем абзаце ст. 1 данного областного закона предусмотрено, что государственная молодежная политика в Ленинградской области проводится в отношении молодежных семей, проживающих на территории Ленинградской области, при условии, что один из супругов не достиг 25-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

В разделе 1 “Общие положения“ постановления Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации“ установлено, что молодой семьей признается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

Таким образом, оспариваемая правовая норма противоречит постановлению Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации“.

Согласно п. 2 раздела второго Конституции РФ 1993 г. названное постановление является действующим нормативным актом, устанавливающим основные направления политики социальной защиты молодежи и молодых семей.

Кроме этого, пунктом “е“ ст. 71 Конституции РФ предусмотрено, что установление основ федеральной политики в области социального развития РФ относится к предмету ведения РФ. В части 1 ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, имеющие прямое действие на территории РФ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 09.01.1998
N 1-П “По делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ“, отнесение того или иного вопроса к ведению РФ не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными правовыми актами, за исключением случаев, когда сама Конституция РФ исключает это.

Поэтому понятие “молодой семьи“, данное постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации“ должно единообразно применяться и региональным законодательством. Иные критерии понятия “молодая семья“, введенные законом Ленинградской области, по существу, нарушают федеральное законодательство.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Панфилов П.Ф. просит удовлетворить заявление прокурора Ленинградской области, пояснив, что оспариваемая правовая норма ухудшает положение молодых семей на территории Ленинградской области, названное нормой понятие “молодая семья“ сужено по сравнению с понятием “молодой семьи“, данным постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1.

Представитель Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, полагает, что вопросы, урегулированные законом Ленинградской области “О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области“ относятся к совместному ведению РФ и субъектов.

Федеральный закон, регулирующий названные выше вопросы, отсутствует; оспариваемый закон принят в пределах полномочий, предоставленных законодательному органу Ленинградской области п. 5 ст. 76 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ“ от 06.10.1999 N 184. Общие принципы и цели, изложенные в постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1, оспариваемым областным законом не нарушены. Согласно же ст. 22 ФЗ “О прокуратуре РФ“, ст. 27 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, ст.
251 ГПК РФ прокурор вправе оспорить в судебном порядке правовые акты субъекта только в случае их противоречия федеральным законам. Постановление Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993 не является федеральным законом. Устанавливая определенный возрастной барьер как критерий для определения “молодой семьи“, законодательный орган Ленинградской области исходил из возможностей субъекта РФ, в том числе учитывались и экономические возможности. Позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П, непосредственного отношения к настоящему делу не имеет.

Представитель Губернатора Ленинградской области Нефедов А.В. также просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по доводам, перечисленным представителем Законодательного собрания Ленинградской области. Представитель Губернатора Ленинградской области полагает, что постановление Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993 носит декларативный характер, в нем содержатся основные принципы и цели молодежной политики, а не конкретные правовые нормы. По мнению названного представителя, противоречий между постановлением Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993 и оспариваемым областным законом не имеется; вопросы поддержки семьи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Панфилова П.Ф., а также представителя Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С., представителя Губернатора Ленинградской области Нефедова А.В., исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с предпоследним абзацем ст. 1 областного закона от 16 апреля 1998 г. N 11-оз “О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области“ государственная молодежная политика в Ленинградской области проводится в отношении молодых семей, проживающих на территории Ленинградской области, при условии, что один из супругов не достиг 25-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать
или отец не достигли 30-летнего возраста.

Названный областной закон опубликован в официальном издании “Вестник Правительства Ленинградской области“ N 6 от 08.07.1998.

Областным законом от 13 ноября 2003 г. N 90-оз были внесены изменения в ст. 20 областного закона от 16 апреля 1998 г. N 11-оз. Областной закон N 90-оз от 13.11.2003 опубликован в “Вестнике правительства Ленинградской области“ N 31 от 05.12.2003.

Постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 одобрены Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, которые содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов.

В разделе “Общие положения“ указанного постановления Верховного Совета РФ предусмотрено, что государственная политика проводится, в том числе, и в отношении молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

В данном же разделе “Общие положения“ имеются два подраздела: принципы государственной молодежной политики и цели государственной молодежной политики.

Таким образом, государственная молодежная политика осуществляется в отношении лиц, перечисленных в разделе 1 “Общие положения“ постановления Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993 в соответствии с принципами и целями, изложенными в том
же разделе N 1 “Общие положения“. По существу, определение критерий понятия “молодая семья“ относится и к принципам, и к целям государственной молодежной политики.

Поэтому положения, устанавливающие критерии понятия “молодая семья“, содержащиеся в разделе 1 “Общая часть“ постановления Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993, носят императивный, а не декларативный характер.

Согласно пункту “е“ ст. 71 Конституции РФ 1993 г. в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации.

Семейное законодательство, в том числе вопросы защиты семьи, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты “ж“, “к“ ст. 72 Конституции РФ 1993 г.).

В пункте 2 раздела второго - Заключительные положения - Конституции РФ 1993 г. оговорено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 5090-1 от 03.06.1993 принято существовавшим ранее высшим законодательным органом власти Российской Федерации, не отменено и не признано неконституционным. Федеральный закон об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до настоящего времени не принят (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14.04.2004 N 350-1У ГД).

В принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановлениях, регулирующих вопросы социальной защиты семей, иных критериев понятия “молодая семья“ не дано (постановления от 05.12.1996 N 881-11ГД, от 09.12.1998 N 3344-11 ГД).

Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (утверждено постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 с последующими изменениями) к молодым малообеспеченным семьям отнесены
семьи, в которых один из супругов не старше 30 лет.

В постановлении Правительства РФ N 1015 от 27.12.2000 “О федеральной целевой программе “Молодежь России“ (2001-2005 гг.) критерии понятия “молодая семья“ отсутствуют.

Таким образом, в настоящее время постановление Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993 является действующим правовым актом Российской Федерации, положения которого являются обязательными для нижестоящих уровней государственной власти.

Анализ же текста предпоследнего абзаца ст. 1 областного закона N 11-оз “О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области“ (с изменениями, внесенными областным законом N 90-оз от 13.11.2003) позволяет сделать вывод о том, что положения названной нормы в части слов “25-летнего возраста“ противоречит разделу 1 “Общие положения“ постановления Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993.

Является обоснованным и довод прокурора о том, что оспариваемая норма ухудшает положение молодых семей, проживающих на территории Ленинградской области, так как вводит иной возрастной критерий (25 лет вместо 30 лет) понятия “молодая семья“ по сравнению с названным выше постановлением. В результате на территории Ленинградской области государственной поддержкой смогут воспользоваться меньше молодых семей, чем это бы произошло на основании постановления Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993.

При рассмотрении заявления прокурора судом приняты во внимание и учтены правовые позиции, изложенные в постановлении Конституционного Суда от 09.01.1998 N 1-П.

Довод представителя Законодательного собрания Ленинградской области о том, что прокурор вправе оспаривать в судебном порядке правовые акты субъекта РФ только при условии противоречия последнего федеральному закону (а не в случае противоречия правового акта субъекта РФ правовому акту органа федеральной власти, не являющегося законом) не соответствует толкованию ст. 251 ГПК РФ, ст. 22, 23 ФЗ
“О прокуратуре“, ст. 27 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“.

С учетом изложенного доводы представителя Законодательного собрания и представителя Губернатора Ленинградской области о том, что оспариваемая норма не нарушает и не противоречит постановлению Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993, необоснованны.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:

Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.

Признать недействующим предпоследний абзац статьи 1 в части слов “25-летнего возраста“ областного закона от 16 апреля 1998 г. N 11-оз “О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области“ с изменениями, внесенными областным законом N 90-оз от 13.11.2003 с 8 июля 1998 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.