Решения и определения судов

Определение президиума Московского областного суда от 06.05.2004 N 376 В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий; должностные лица органов местного самоуправления имеют право на совершение нотариальных действий.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 мая 2004 г. N 376

Дело N 44г-306/04“

Президиум Московского областного суда в составе:

председателя президиума Ефимова А.Ф.,

членов президиума Омельченко Т.А.,

Николаевой О.В.,

Алексеевой Л.Г.,

Никоновой Е.А.,

Рустамовой А.В.,

рассмотрев по надзорной жалобе Е. дело по иску Е.А. к Е. о признании свидетельства о праве на наследство по закону и свидетельства о праве собственности на землю частично недействительными, признании завещания недействительным и признании права собственности на часть дома и двух земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Е.А.С. обратился в суд с иском к Е. о признании свидетельства о праве на наследство по закону, свидетельства о
праве собственности на землю частично недействительными, признании права собственности на 1/2 долю земельного участка при доме 28 в д. Павлищево Можайского района, признании завещания недействительным и признании права собственности на 1/2 долю дома и земельного участка при доме без номера в Ф.И.О.

В обоснование исковых требований ссылался на то, что д. 28 в д. Павлищево принадлежал его матери Е.Н., которая умерла 18.11.93, при доме имелся земельный участок 0,30 га, также принадлежащий ей на праве собственности. Наследниками ее имущества являлись дети: он и Е.

21 июня 1994 г. Можайская государственная нотариальная контора (реестр N 820) выдала Е. свидетельство о праве на наследство по закону на дом, принадлежавший Е.Н., а 26 августа 1994 года эта же нотариальная контора (реестр 1146) выдала Е. свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок площадью 0,30 га при указанном доме. Можайский районный комитет по земельной реформе выдал 8 сентября 1994 г. Е. свидетельство о праве собственности на земельный участок.

Решением Можайского городского суда от 18 августа 2000 года установлено, что он, Е.А.С., фактически вступил в управление наследственным имуществом своей матери Е.Н. и поэтому за ним признано право собственности на 1/2 часть дома N 28 в д. Павлищево Можайского района. Требования о признании права собственности на часть земельного участка при этом доме в том процессе не рассматривались.

8 июня 1994 года Е.С., отец Е. и Е.А.С., в администрации Павлищенского сельского совета оформил завещание, по которому завещал все свое имущество, в том числе жилой дом без номера, расположенный в той же д. Павлищево, своему сыну - Е. 9 сентября
1999 года Е.С. умер; открылось наследство на жилой дом без номера и земельный участок при нем.

Е.А.С. просил суд признать недействительным завещание отца, поскольку оно оформлено ненадлежащим должностным лицом, признать за ним право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца на 1/2 долю принадлежавшего ему дома и 1/2 долю земельного участка и признать право собственности на 1/2 долю земельного участка, принадлежавшего матери, так же как за наследником по закону, фактически принявшим наследство.

Определением суда от 11 июля 2001 года в связи со смертью истца Е.А.С., последовавшей 30.01.2001, правопреемником признан несовершеннолетний Е.А.

Решением Можайского городского суда от 12 июля 2001 года свидетельство о праве на наследство по закону, выданное 26 августа 1994 года Можайской нотариальной конторой (реестр 1146), и свидетельство о праве собственности на землю N 566571 от 8 сентября 1994 г., выданное Можайским районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, которыми за Е. признавалось право собственности на земельный участок при доме N 28 в д. Павлищево, площадью 0,30 га, признано недействительным в 1/2 части.

За Е.А. признано право собственности на 1/2 долю земельного участка при доме N 28 в д. Павлищево Можайского района.

Завещание Е.С., удостоверенное зам. главы Павлищенской администрации от 8 июня 1994 года, зарегистрированное в реестре N 44, признано недействительным. За Е. и Е.А. признано право собственности за каждым по 1/2 доле дома без номера и по 1/2 доле земельного участка при нем, расположенных в дер. Павлищево Можайского района Московской области, ранее принадлежавших Е.С.

В кассационном порядке решение суда от 12 июля 2001 года не обжаловалось.

В надзорной жалобе Е. просит отменить
судебное решение от 12 июля 2001 года в части признания завещания Е.С. недействительным и о признании за ним и истцом Е.А. в равных долях указанного в завещании наследственного имущества.

Определением судьи Московского областного суда Колосова Б.В. дело по надзорной жалобе Е. внесено на рассмотрение президиума Московского областного суда.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Николаевой О.В., президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Признавая завещание Е.С. не соответствующим требованиям закона, суд обосновал это положениями ст. 57 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Законом РФ от 11 февраля 1993 года, и ст. 540 ГК РСФСР. Исходя из смысла данных законодательных норм, завещание должно быть подписано собственноручно завещателем, лично им представлено нотариусу и нотариально заверено. Завещание, составленное Е.С., нотариусу не представлялось, было заверено зам. главы администрации Павлищевского сельского округа, который являлся должностным лицом органа местного самоуправлении, а не исполнительной власти, как того требует ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате.

Доводы суда, изложенные в обоснование такого решения, нельзя признать правильными.

В ч. 4 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, установлен Инструкцией о порядке совершения
нотариальных действий, утвержденной Минюстом РФ (ст. 39 Основ). Нотариальные действия (перечень определен), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 года, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

Статья 12 Конституции РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти. Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. С целью реализации данного конституционного принципа в п. 5 ст. 4 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами полномочиями РФ.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Закона РФ “О местном самоуправлении в РФ“, где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 статьи 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ от 09.12.1991 N 2005-1 в редакции Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ.

На момент составления оспариваемого завещания на территории РФ продолжали действовать указанные нормативные акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий. Редакция Федерального закона от 31 декабря 1995 г. “О государственной пошлине“, в п. 10 ст. 5 которого закреплены полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины при выполнении ими нотариальных действий, также подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.

Признание завещания Е.С., составленного
им 8 июня 1994 года и зарегистрированного зам. главы Павлищевского сельского совета Можайского района (л.д. 118 том 1), недействительным, в связи с тем что оно не удостоверено нотариусом - единственное основание, указанное в решении суда от 12 июня 2001 года, не соответствует положениям действующих правовых актов.

В связи с изложенным принятое судом решение в части признания недействительным завещания Е.С., о признании недействительным свидетельства на долю дома и земельного участка, принадлежащих Е.С., нельзя признать законным.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Можайского городского суда от 12 июля 2001 года в части признания завещания Е.С. и о признании права собственности за Е. на 1/2 долю дома без номера в д. Павлищево и 1/2 доли земельного участка отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председатель президиума

А.Ф.ЕФИМОВ