Решения и определения судов

Определение президиума Московского областного суда от 21.04.2004 N 343 При разрешении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, отпуска по уходу за ребенком следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения до момента введения в действие закона, ухудшающего положение работника и лишающего его права, приобретенного по ранее действовавшему законодательству.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 апреля 2004 г. N 343

Дело N 44г-278“

Президиум Московского областного суда в составе:

председателя президиума Марасановой С.В.,

членов президиума Ефимова А.Ф.,

Никоновой Е.А.,

Алексеевой Л.Г.,

Рустамовой А.В.,

Николаевой О.В.,

рассмотрев по надзорной жалобе С. дело по жалобе С. на отказ комиссии по назначению пенсии Егорьевского Управления Пенсионного фонда России в назначении пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

С. обратилась в суд с жалобой на действия комиссии по назначению пенсий Егорьевского УПФ РФ, ссылаясь на то, что решением комиссии от 14 ноября 2002 года ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет как работнику, осуществляющему
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, просила обязать комиссию по назначению пенсий включить периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Решением Егорьевского городского суда от 17.01.2003 жалоба удовлетворена частично, суд обязал Егорьевское УПФ РФ включить в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, отпуска по беременности и родам с 20.09.1980 по 01.01.1981 и с 07.09.1983 по 28.12.1983.

Определением того же суда от 24.10.2003 исправлена описка в мотивировочной части решения.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе С. просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Определением судьи Московского областного суда Данилевской Т.В. дело по надзорной жалобе С. направлено на рассмотрение президиума Московского областного суда.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Николаевой О.В., президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Из материалов дела усматривается, что с 26 августа 1977 года и по настоящее время С. работает в должности преподавателя сельского профтехучилища N 6, имеет двоих детей, 7 ноября 1980 и 3 ноября 1983 года рождения.

В периоды с 20 сентября 1980 года по 1 января 1981 года находилась в отпуске по беременности и родам.

С 2 января 1981 года по 31 августа 1981 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, с 7 сентября 1983 года по 28 декабря 1983 года находилась в отпуске по беременности и родам, с 29 декабря 1983 года по 29 декабря 1984 года
находилась в отпуске по уходу за ребенком.

26 августа 2002 года обратилась в УПФ РФ по г. Егорьевску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет как педагогическому работнику, в чем С. было отказано решением комиссии от 14 ноября 2002 года в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа работы по специальности.

Комиссией не были включены в специальный стаж периоды нахождения заявительницы в отпусках в связи с рождением детей и по уходу за детьми.

Суд, обязав УПФ РФ включить в педагогический стаж С. периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам и отказывая в части жалобы о включении в специальный стаж работы периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми, сослался на положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года.

Согласно указанному пункту Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Поскольку в периоды с 2 января 1981 года по 31 августа 1981 года и с 29 декабря 1983 года по 29 декабря 1984 года С. находилась в отпусках по уходу за детьми без сохранения заработной платы, суд
пришел к выводу о законности действий комиссии по назначению пенсий по невключению данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

С выводом суда нельзя согласиться.

При рассмотрении спора суд руководствовался законодательством, регулирующим порядок подсчета специального стажа истицы, действующим на момент вынесения решения.

Между тем, как следует из материалов дела, истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в период 1981 - 1984 г.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей в указанный период, от 19.11.1982, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235 “О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей“ введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного Постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС было утверждено Разъяснение от 6 июля 1982 г. N 7/10-30 “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет“, в
соответствии с п. 6 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по пенсионному законодательству, в частности по жалобе гражданина С.Ю. в определении N 320-О от 5 ноября 2002 г., следует, что при разрешении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения до момента введения в действие закона, ухудшающего положение работника и лишающего его права, приобретенного по ранее действовавшему законодательству.

Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового (льготного) стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по жалобе гражданина С.Ю. в определении N 320-О от 5 ноября 2002 г, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений
в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.

Признав обоснованным исключение из специального стажа С. времени нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, суд незаконно пришел к выводу, что стаж педагогической работы истицы составляет менее 25 лет, и в нарушение требований закона отказал в удовлетворении требований.

При таких обстоятельствах принятое судом решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Егорьевского городского суда от 17.01.2003 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председатель президиума

С.В.МАРАСАНОВА