Решения и определения судов

Решение Сахалинского областного суда от 16.02.2004 N 3-19 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Сахалинской области от 21.07.2003 N 421 “О содержании домашних животных“.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

от 16 февраля 2004 года Дело N 3-19“

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Азарова Г.М. при секретаре Кислых А.В. с участием прокурора Муравской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 1 января 2004 года пункта 2 статьи 2, частей 4 и 5 статьи 6 Закона Сахалинской области от 21 июля 2003 года N 421 “О содержании домашних животных“, установил:

Прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 1 января 2004 года пункта 2
статьи 2, частей 4 и 5 статьи 6 Закона Сахалинской области от 21 июля 2003 года N 421 “О содержании домашних животных“.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что оспариваемые им нормы Закона Сахалинской области противоречат федеральному законодательству, поскольку установление платы за регистрацию и перерегистрацию домашних животных является сбором. Однако, установление региональных и местных налогов и сборов органами власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Взимание платежей за коммунальные услуги по содержанию собак противоречит Закону РФ “Об основах федеральной жилищной политики“.

Прокурор также просил возложить на редакцию газеты “Губернские ведомости“ обязанность опубликовать вступившее в законную силу решение суда по данному заявлению.

В судебном заседании прокурор Муравская Т.В. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель губернатора Сахалинской области Швецов А.В. с заявлением прокурора согласился.

Представители Сахалинской областной Думы и редакции газеты “Губернские ведомости“ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

С согласия представителей лиц, участвующих в деле, суд находит возможным на основании ст. 252 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей Сахалинской областной Думы и редакции газеты “Губернские ведомости“.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с пунктами “и“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения сборов в Российской Федерации, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

21 июля 2003 года Сахалинской областной Думой был принят Закон Сахалинской области N 421 “О содержании домашних животных“, вступивший в силу с 1 января 2004 года, согласно п. 2 ст. 2 которого органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают плату за регистрацию и перерегистрацию домашних животных; могут взимать платежи за коммунальные услуги по содержанию собак (пользование холодной водой и газом по общим тарифам до установки квартирных счетчиков расхода воды и газа, пользование лифтом, вывоз мусора, уборка дворов).

Статьей 6 (части 4 и 5) ЗСО N 421 установлено, что за регистрацию домашнего животного с владельца взимается плата, устанавливаемая органами местного самоуправления муниципального образования, но не более 1/7 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. При регистрации домашнего животного владелец представляет квитанцию об оплате за регистрацию домашнего животного.

Указанные нормы Закона Сахалинской области противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Предусмотренная указанным Законом Сахалинской области плата за регистрацию домашних животных носит обязательный характер и обладает всеми признаками сбора, в связи с чем является местным сбором.

Согласно п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признакам налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Перечень региональных и местных налогов и сборов установлен статьями 20 и 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действующего в настоящее время.

Данный Перечень является исчерпывающим и не предусматривает такой вид платежа как плата за регистрацию и перерегистрацию домашних животных.

Содержащиеся в статьях 14 и 15 Налогового кодекса РФ перечни соответственно региональных и местных налогов и сборов, вводимые в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, также не относят к региональным и местным налогам и сборам плату за регистрацию и перерегистрацию домашних животных.

Таким образом, оспариваемые прокурором нормы Закона Сахалинской области N 421 “О содержании домашних животных“ о предоставлении органам местного самоуправления полномочий по установлению указанного сбора противоречат федеральному законодательству.

Пунктом 2 статьи 2 ЗСО N 421 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований также отнесено взимание платежей за коммунальные услуги по содержанию собак.

Вместе с
тем, согласно ст. 15.2. Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“ оплата жилья и коммунальных услуг, а также последствия неосуществления указанной оплаты и неисполнения, ненадлежащего исполнения установленных нормативными правовыми актами правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях в зависимости от оснований пользования жилыми помещениями регулируются соответственно гражданским законодательством, жилищным законодательством Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодные федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше
установленного, а также ненадлежащего качества.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.

Органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, действующим федеральным законодательством не предусмотрено взимание платы за коммунальные услуги по содержанию домашних животных, а также установление повышенных тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях для граждан, содержащих домашних животных.

При таких данных оспариваемые прокурором нормы Закона Сахалинской области N 421 “О содержании домашних животных“ противоречат федеральному законодательству, нарушают конституционный принцип верховенства федерального закона, чем нарушаются права и интересы Российской Федерации.

В связи с чем суд признает пункт 2 статьи 2, части 4 и 5 статьи 6 Закона Сахалинской области от 21 июля 2003 года N 421 “О содержании домашних животных“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента введения в действие указанного Закона, то есть с 1 января 2004 года и обязывает газету “Губернские ведомости“ опубликовать сообщение о данном решении в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 1 января
2004 года пункт 2 статьи 2, части 4 и 5 статьи 6 Закона Сахалинской области от 21 июля 2003 года N 421 “О содержании домашних животных“.

Обязать редакцию газеты “Губернские ведомости“ опубликовать сообщение о данном решении в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Г.М.Азаров