Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 22.10.2003 N 3П-1-118/03 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.11.2002 N 628.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2003 г. N 3П-1-118/03

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,

с участием прокурора Синяковой Г.Ю.,

при секретаре Усачевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня принятия абзаца 2 пункта 1.5, пунктов 1.6, 1.8, 1.10, 1.11, 2.1, 2.2,
2.3, раздела 5 Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002 (далее - Положение).

В судебном заседании представитель исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан уточнила требования и просила признать противоречащими федеральному законодательству абзац 3 пункта 1.2, абзац 5 пункта 1.2 в части, допускающей регулирование порядка организации и проведения массовых мероприятий политического характера (митингов, демонстраций, шествий и т.д.), религиозного характера, культурно-зрелищного (концерты, шоу-программы и иные культурные мероприятия) и иного характера, пункт 1.1 в части слов “и регламентирует обязанности руководителей организаций и учреждений, всех должностных и физических лиц, организующих или принимающих участие в проведении указанных мероприятий“, пункт 1.4 положения в части участия органов санитарно-эпидемиологического надзора в техническом обследовании сооружений, используемых для проведения массовых мероприятий, второе предложение абзаца 2 пункта 1.5, пункт 1.6, пункт 2.3, абзац 1 пункта 1.8, абзац 5 пункта 1.8 в части установленного порядка расчета затрат на организацию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС РФ и порядка расходования указанных средств, абзац 2 пункта 1.8 в части, предусматривающей участие управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Татарстан при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002. От остальной части требований отказалась.

Представители Кабинета Министров Республики Татарстан требования не признали.

Представитель Министерства внутренних дел Республики Татарстан с требованием не согласился.

Представитель Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан с требованиями не согласился.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом “в“ статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом “б“ ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

10 ноября 2002 года Постановлением N 628 Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждено Положение об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

Правовое регулирование порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций осуществляется Указом Президиума Верховного Совета СССР N 9306-XI от 28.07.1988 “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций“.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации N 524 от 25.05.1992 “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования“ предусмотрено, что до принятия соответствующего закона Российской Федерации нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1988 на территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22.11.1991. В соответствии с п. 1 данного Указа предписано впредь до урегулирования законом Российской Федерации
порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления.

Право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий в соответствии с федеральным законодательством закреплено и в статье 11 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“.

Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе регламентировать данные вопросы.

В нарушение указанных положений, исходя из данного в пункте 1.2 Положения определения массового мероприятия и приведенного в абзаце 5 этого же пункта перечня видов массовых мероприятий, Кабинет Министров Республики Татарстан принял нормативный правовой акт, регулирующий порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, пикетирования.

Разделом 2 Положения установлены обязанности организаторов мероприятий по их организации. Пунктами 2.1 и 2.2 предусмотрена необходимость согласования мест, сроков и порядка проведения республиканских массовых мероприятий в столице Татарстана, а также мероприятий, проводимых на территории двух и более районов, не позднее чем за 1 месяц до их начала, иных массовых мероприятий - не позднее чем за 15 дней до их начала с начальником милиции общественной безопасности МВД РТ, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Республиканским центром медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан, местными администрациями. Пунктом 1.10 предусмотрена необходимость согласования проведения массовых мероприятий вне стационарных сооружений, на открытой и лесистой местности, на дорогах, реках, водоемах и т.п. Пунктом 1.11 Положения установлен запрет на проведение мероприятий с массовым
пребыванием людей без организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел Республики Татарстан и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Кроме того, указанные положения, устанавливающие порядок согласования проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ограничивают права граждан по сравнению с порядком, Ф.И.О. федерации. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1988 N 9306-XI “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР“ в отличие от установленного Положением порядка организации массовых мероприятий на организаторов возложена только обязанность подачи заявления о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации в исполнительный комитет соответствующего местного Совета не позднее чем за десять дней до намечаемой даты проведения массового мероприятия. Вместе с тем в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемое Положение, в указанной части вышел за пределы компетенции, обозначенные федеральным законодательством.

При таком положении абзац 3 пункта 1.2 и абзац 5 пункта 1.2 Положения в части, допускающей регулирование порядка организации и проведения массовых мероприятий политического характера (митингов, демонстраций, шествий и т.д.), противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения под массовым мероприятием, на которое распространяется порядок, установленный Положением, понимается организованная деятельность множества людей, объединенных единством целей, интересов и потребностей культурно-зрелищного, религиозного и иного характера.

Однако в соответствии с установленным статьей 16 Федерального закона
“О свободе совести и о религиозных объединениях“ порядком проведения религиозных обрядов и церемоний богослужения религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Таким образом, правовую основу, регламентирующую порядок проведения религиозными объединениями массовых мероприятий, составляет исключительно федеральное законодательство.

Кроме того, редакция абзацев 3 и 5 пункта 1.2 указывает на возможность регулирования данным Положением порядка проведения массовых мероприятий культурно-зрелищного и иного характера.

Под такую категорию массовых мероприятий, учитывая, что Положение не содержит каких-либо оговорок, подпадает и осуществляемая на законных основаниях агитационная деятельность, порядок проведения которой определен Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Указанным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, он имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а субъект Российской Федерации вправе устанавливать в законе гарантии
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, приведению в соответствие с федеральным законодательством подлежат абзацы 3 и 5 пункта 1.2 Положения в части, допускающей регулирование порядка организации и проведения массовых мероприятий религиозного характера, культурно-зрелищного (концерты, шоу-программы и иные культурные мероприятия) и иного характера.

Пунктом 1.1 Положения устанавливается порядок организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности участников при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей и регламентируются обязанности руководителей организаций и учреждений всех должностных и физических лиц, организующих или принимающих участие в проведении указанных мероприятий.

Между тем правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закрепляет Закон Российской Федерации “О безопасности“. Этим Законом определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

В соответствии со статьей 2 названного Закона Российской Федерации основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. При этом статьей 7 указанного Закона Российской Федерации определено, что при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, т.е. актом, принятым законодательным органом власти.

Кроме того, как указывалось выше, в соответствии с пунктом “б“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать по таким вопросам законы и иные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать федеральным законам. В данном случае необходимо учитывать, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в исключительном ведении Российской Федерации и Ф.И.О. субъектов Российской Федерации не подлежат.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации также подтверждается исключительная компетенция Российской Федерации в рассматриваемой сфере: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Аналогичная правовая позиция содержится и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 92-0 “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 1, 2, 3 и Главы IV Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, рассматривая пределы компетенции субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов организации местного самоуправления, отнесенных Конституцией Российской Федерации к совместному ведению. Пунктом 3 данного определения Конституционный Суд Российской Федерации, подтверждая право субъекта Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения, в то же время ограничил пределы такого регулирования пунктом “в“ статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой регулирование прав и свобод находится в ведении Российской Федерации. В системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации, прежде всего статьями 2 и 18, по
смыслу которых фактически все регулятивные полномочия органов публичной власти в той или иной мере связаны с правами и свободами, и статьей 55 (часть 3), согласно которой ограничение прав и свобод возможно только федеральным законом, недопустимо установление законом субъекта Российской Федерации иных, помимо предусмотренных федеральным законом, ограничительных условий реализации прав и свобод (при том, что возможно установление дополнительных гарантий).

Таким образом, федеральному законодательству противоречат пункт 1.1 Положения в части слов “и регламентирует обязанности руководителей организаций и учреждений, всех должностных и физических лиц, организующих или принимающих участие в проведении указанных мероприятий“, второе предложение абзаца 2 пункта 1.5, в соответствии с которым в случаях, когда возможность воспользоваться общественным транспортом отсутствует, организаторы мероприятия обязаны предусмотреть для этих целей транспорт.

По вышеназванным основаниям противоречит федеральному законодательству и пункт 2.3 Положения, предусматривающий обязанность заключения договоров с представителями органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Татарстан и Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан об оплате услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности участников при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе не позднее чем за 15 дней до начала мероприятий.

Кроме того, пункт 2.3 Положения, обязывающий организаторов массового мероприятия на коммерческой основе заключать договор об оплате услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности участников, противоречит также гражданскому законодательству. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, добровольно принятым обязательством или законом, под
которым согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается только федеральный закон.

Согласно пункту 11 статьи 10 Закона Российской Федерации “О милиции“ предусмотрена возможность заключения милицией договоров с физическими или юридическими лицами только по охране принадлежащего им имущества. Обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и других общественных местах, а также осуществление неотложных мер по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях - обязанность милиции, установленная статьей 10 Закона Российской Федерации “О милиции“. Договорной характер осуществления таких полномочий указанным Законом Российской Федерации не предусмотрен.

Кроме того, Законом Российской Федерации “О милиции“ четко определены задачи, которые возложены на милицию. Возможность определять задачи милиции иным актом, кроме данного Закона, исключена (статья 2).

К тому же в соответствии со статьей 11 данного Закона использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом Российской Федерации “О милиции“.

По указанным основаниям противоречащими федеральному законодательству являются также абзац 1 пункта 1.8 Положения, которым предусмотрено, что Министерство внутренних дел Республики Татарстан и его территориальные органы при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе осуществляют охрану общественного порядка и обеспечивают общественную безопасность на договорной основе за плату, а также положение абзаца 5 пункта 1.8 Положения в части установленного порядка расчета затрат на организацию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел и порядка расходования указанных средств.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения предусмотрено участие органов санитарно-эпидемиологического надзора в техническом обследовании сооружений, используемых для проведения массовых мероприятий. Однако в соответствии с пунктом “г“ статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в исключительном ведении Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, структура которой, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Аналогичное противоречие содержится в абзаце 2 пункта 1.8 Положения, в соответствии с которым управление Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Татарстан при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе привлекается к обеспечению безопасности на договорной основе за плату.

В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности“ территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, входят в систему Государственной противопожарной службы, задачи которой определяются только федеральным законом. Федеральный закон, четко определяя основные задачи пожарной охраны, к которым относятся организация предупреждения пожаров и тушение пожаров, установил, что к действиям по предупреждению, ликвидации массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается (ст. ст. 4 и 5).

Кроме того, в силу статьи 22 Федерального закона “О пожарной безопасности“ тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству и абзац 5 пункта 1.8 Положения в части установленного порядка расчета затрат на организацию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Государственной противопожарной службы МЧС РФ, а также порядка расходования указанных средств. В соответствии с указанным Федеральным законом допускается осуществление отдельными подразделениями Государственной противопожарной службой охраны на договорной основе. Однако в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О пожарной безопасности“ перечень и порядок содержания таких подразделений Государственной противопожарной службы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня принятия абзац 3 пункта 1.2, абзац 5 пункта 1.2 в части, допускающей регулирование порядка организации и проведения массовых мероприятий политического характера (митингов, демонстраций, шествий и т.д.), религиозного характера, культурно-зрелищного (концерты, шоу-программы и иные культурные мероприятия) и иного характера, пункт 1.1 в части слов “и регламентирует обязанности руководителей организаций и учреждений, всех должностных и физических лиц, организующих или принимающих участие в проведении указанных мероприятий“, пункт 1.4 в части слова “санэпидстанции“, абзац 2 пункта 1.5, пункт 2.3, абзац 1 пункта 1.8, абзац 5 пункта 1.8 в части установления порядка расчета затрат на организацию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС РФ и порядка расходования указанных средств, абзац 2 пункта 1.8 в части, предусматривающей участие управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Татарстан при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе, Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002.

Согласно пункту 1.6 оспариваемого Постановления в местах проведения массовых мероприятий и на прилегающей территории запрещается реализация спиртных напитков, пива, а также безалкогольной продукции в стеклянной и металлической таре. Запрещается пронос и использование любых видов оружия или предметов, которые могут быть использованы при возникновении чрезвычайных ситуаций в качестве оружия.

Оспаривая данный пункт Положения, заявитель ссылается на статью 16 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, в соответствии с которой установлен запрет на розничную продажу спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан.

Однако, как видно из содержания оспариваемой нормы, вопросы количественного содержания этилового спирта в спиртных напитках при их розничной реализации в местах массового скопления граждан ею не затрагиваются. Установленное Положением ограничение реализации напитков в безопасной при определенных чрезвычайных ситуациях таре не лишает возможности граждан приобретать эти напитки.

Положение данной статьи прежде всего является реализацией возложенных Конституцией Российской Федерации полномочий на субъекты Российской Федерации в области правового регулирования вопросов обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Противоречий с каким-либо из федеральных законов в этой связи суд не усматривает.

По этому же основанию не может быть признан судом противоречащим пункт 1.6 Положения и в части проноса и использования любых видов оружия или предметов, которые могут быть использованы при возникновении чрезвычайных ситуаций в качестве оружия в местах проведения массовых мероприятий.

Кроме того, данная норма в полной мере согласуется со статьей 31 Конституции Российской Федерации, а также Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 (ст. 19), в соответствии с которыми участники публичных мероприятий не вправе иметь при себе оружие.

Необходимо также отметить, что ограничения аналогичного характера установлены и статьей 6 Федерального закона “Об оружии“.

При таком положении суд считает необходимым в удовлетворении требования исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании пункта 1.6 Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002, отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия абзац 3 пункта 1.2, абзац 5 пункта 1.2 в части, допускающей регулирование порядка организации и проведения массовых мероприятий политического характера (митингов, демонстраций, шествий и т.д.), религиозного характера, культурно-зрелищного (концерты, шоу-программы и иные культурные мероприятия) и иного характера, пункт 1.1 в части слов “и регламентирует обязанности руководителей организаций и учреждений, всех должностных и физических лиц, организующих или принимающих участие в проведении указанных мероприятий“, пункт 1.4 в части слова “санэпидстанции“, абзац 2 пункта 1.5, пункт 2.3, абзац 1 пункта 1.8, абзац 5 пункта 1.8 в части установления порядка расчета затрат на организацию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС РФ и порядка расходования указанных средств, абзац 2 пункта 1.8 в части, предусматривающей участие управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Татарстан при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе, Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002.

В удовлетворении требования о признании пункта 1.6 Положения об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 628 от 10.11.2002, отказать.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете “Республика Татарстан“ после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 28 апреля 2004 г.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ