Решения и определения судов

Решение Калининградского областного суда от 16.06.2003 N 3-33/03 По делу о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Калининградской области от 13.12.1995 N 27 “О местных референдумах в Калининградской области“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2003 г. N 3-33/03

Калининградский областной суд в лице судьи Калининградского областного суда Науменко Б.И.

при секретаре Сычевой Н.В.

с участием прокурора Насырова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июня 2003 года дело по заявлению прокурора Калининградской области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Калининградской области от 13 декабря 1995 года N 27 “О местных референдумах в Калининградской области“,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и недействующими отдельных
положений Закона Калининградской области от 13 декабря 1995 года N 27 “О местных референдумах в Калининградской области“, а именно абзацев 4, 5, 9, 10, 12 ст. 2, ст. 7, п.п. 11, 14 ст. 9, п.п. 1, 5 ст. 12, ст. 18, ст. 20-23, ст. 24, ст. 26, п.п. 3, 4 ст. 28, п. 1 ст. 29, ст. 30-34, ст. 35, п.п. 5, 11 ст. 40, ст. 44-47, ст. 50 названного Закона.

Прокурор Насыров М.Н. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме.

Представители Калининградской областной Думы Андреев С.Н. и Красовский А.А. согласились с тем, что в оспариваемом региональном Законе имеются противоречия федеральному законодательству, но просили отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что внесение изменений в оспариваемый прокурором Закон намечено в текущем году. Поскольку при наличии противоречий в региональном законе федеральному, применяются непосредственно нормы федерального закона, пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений не возникнет и не нарушаются права участников указанных правоотношений.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, письменные возражения на заявление Калининградской областной Думы, суд приходит к следующему.

25 июня 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Закон Калининградской области от 13 декабря 1995 года N 27 “О местных референдумах в Калининградской области“, опубликованный в газете “Янтарный край“ N 14, 1996 г., от 19 января в редакции от 22 марта 1999 года с изменениями от 18 июля 2000 года, противоречит названному Федеральному закону и подлежит приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.

Статьей 2
данного Закона области определены основные термины, используемые в данном Законе.

Определения понятий “гарантии права на участие в местном референдуме“ (абз. 4 ст. 2), “избирательное объединение“ (абз. 5 ст. 2), “местный референдум“ (абз. 9 ст. 2), “наблюдатель“ (абз. 10 ст. 2), “органы местного самоуправления“ (абз 12 ст. 2) не соответствуют п.п. 11, 25, 54, 42, 49 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, устанавливающим определения данных терминов.

Статьей 7 Закона области инициативой проведения местного референдума наделены представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах.

Данная норма противоречит положениям ст. 14 Федерального закона, в соответствии с которой инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Иным субъектам инициатива проведения референдума может быть предоставлена федеральным законом. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на Ф.И.О. не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

Согласно п. 11 ст. 9 Закона области инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума с момента получения регистрационного свидетельства, что не соответствует п. 5 ст. 37 Федерального закона, согласно которому сбор подписей может осуществляться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Согласно п.
14 ст. 9 Закона области количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, что противоречит п. 2 ст. 38 Федерального закона, в соответствии с которым количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Законом не может быть установлено иное предельное количество подписей участников референдума, представляемых для назначения референдума.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона области участки местного референдума образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, что противоречит п. 2 ст. 19 Федерального закона, в соответствии с которым участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона области списки участков местного референдума публикуются не позднее чем за 25 дней до дня голосования, что противоречит п. 7 ст. 19 Федерального закона, в соответствии с которым списки участков референдума должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, областной Думе“ имеется в виду “а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции (депутатские группы) в Калининградской областной Думе“.

Статьей 18 Закона области предусмотрено формирование комиссий местного референдума представительным органом местного самоуправления, причем не менее одной трети состава комиссии местного референдума должно быть назначено на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, областной Думе и в представительном органе местного самоуправления.

Территориальные комиссии местного референдума могут формироваться не позднее чем за 30 дней до дня голосования в составе 7-12 членов комиссии с правом решающего голоса.

Участковые комиссии местного референдума формируются представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 3 дня со дня образования участков местного референдума в количестве 5-10 членов комиссии с правом решающего голоса.

Данные положения Закона области противоречат п.п. 8, 9 ст. 24, п.п. 2, 3, 5, 7 ст. 26, п.п. 4, 5 ст. 27 Федерального закона, согласно которым представительным органом местного самоуправления формируется только избирательная комиссия муниципального образования, при этом не менее двух членов данной комиссии должны быть назначены на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе, со сроком полномочий в четыре года и формируются в количестве пяти - девяти членов с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а участковые комиссии - вышестоящей комиссией. При этом не менее одной второй от общего числа членов указанных комиссий назначается на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.

Полномочия избирательной комиссии Калининградской области, комиссии местного референдума муниципального образования, территориальных и участковых комиссий местного референдума, определенные
ст. 20-23 Закона области, не соответствуют полномочиям, установленным для указанных комиссий соответственно п. 10 ст. 23, п. 10 ст. 24, п. 9 ст. 26, п. 6 ст. 27 Федерального закона.

Определенный ст. 24 Закона области статус членов комиссий местного референдума не соответствует положениям ст. 29 Федерального закона, устанавливающей указанный статус.

Не соответствуют требованиям ст. 28 Федерального закона установленные ст. 26 Закона области нормы об организации деятельности комиссий местного референдума, касающиеся избрания председателей территориальных и участковых комиссий, а также по иным вопросам.

Пунктом 3 статьи 28 Закона области перечислены лица и организации, которые не вправе участвовать в агитации при проведении местного референдума. Данный перечень не в полной мере соответствует требованиям п. 7 ст. 48 Федерального закона, устанавливающего круг лиц и организаций, которым запрещено проводить агитацию по вопросам референдума.

Пункт 4 статьи 28 Закона области, устанавливающий требования к связанным с референдумом опросам общественного мнения, не соответствует требованиям, касающимся проведения и обнародования результатов опросов общественного мнения, установленных статьей 46 Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона области агитация при проведении местного референдума начинается со дня опубликования решения о назначении референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях начинается по завершении распределения бесплатного эфирного времени и печатной площади комиссией местного референдума муниципального образования.

Данное положение Закона области противоречит п.п. 1, 2 ст. 49 Федерального закона, в соответствии с которым агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному
времени за одни сутки до дня голосования. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

Не соответствуют требованиям ст. 50-54 Федерального закона, определяющих условия проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий, а также условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, положения ст. 30-34 Закона области, регулирующих указанные вопросы.

Согласно ст. 35 Закона области в случае вынесения на местный референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый участник местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления, что противоречит ст. 55 Федерального закона, в соответствии с которой указанные проекты предоставляются территориальной комиссией или избирательной комиссией муниципального образования.

Согласно п. 5 ст. 40 Закона области при вынесении на местный референдум нескольких вопросов, вариантов нормативного правового акта (его статьи, пункта) они могут включаться в один бюллетень для голосования на местном референдуме, что противоречит п. 9 ст. 63 Федерального закона, согласно которому в случае вынесения на референдум нескольких вопросов они включаются в разные бюллетени.

Согласно п. 11 ст. 40 Закона области участковые комиссии местного референдума получают от комиссии местного референдума муниципального образования либо от территориальной комиссии местного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за 4 дня до дня голосования, что противоречит п. 14 ст. 63 Федерального закона, согласно которому передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за 3 дня до дня голосования.

Статьи 44-47 Закона области, устанавливающие порядок подсчета голосов
участников местного референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями местного референдума, требования к заполнению протокола участковой комиссии местного референдума об итогах голосования, порядок обработки итогов голосования территориальными комиссиями местного референдума, установление результатов местного референдума, не соответствуют положениям ст. 67-70 Федерального закона, регулирующим данные вопросы.

Статьей 50 Закона области регулируется использование государственной автоматизированной информационной системы, что противоречит п. 1 ст. 75 Федерального закона, согласно которому государственная автоматизированная система используется в порядке, предусмотренном данным и другими федеральными законами. Требования к государственной автоматизированной системе и ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Принимая во внимание п. 6 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, согласно которому законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону, суд приходит к выводу, что вышеприведенными положениями Закона Калининградской области от 13 декабря 1995 года N 27 “О местных референдумах в Калининградской области“ нарушаются интересы Российской Федерации, выраженные в п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которому федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По настоящему делу оспариваемый Закон подлежит признанию не действующим в указанной
выше части с 25 июня 2002 года, со дня вступления в законную силу Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующими абзацы 4, 5, 9, 10, 12 ст. 2, ст. 7, п.п. 11, 14 ст. 9, п.п. 1, 5 ст. 12, ст. 18, ст. 20-23, ст. 24, ст. 26, п.п. 3, 4 ст. 28, п. 1 ст. 29, ст. 30-34, ст. 35, п.п. 5, 11 ст. 40, ст. 44-47, ст. 50 Закона Калининградской области от 13 декабря 1995 года N 27 в редакции от 22 марта 1999 года с изменениями от 18 июля 2000 года “О местных референдумах Калининградской области“ с 25 июня 2002 года.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации через Калининградский областной суд.

В окончательной форме Решение изготовлено 19 июня 2003 года.

Судья

Б.И. Науменко