Решения и определения судов

Решение Верховного суда ЧР от 23.05.2003 N 3-27-03 О рассмотрении гражданского дела о признании недействующими отдельных положений Закона Чувашской Республики от 14 декабря 1996 года N 19 “О государственной службе Чувашской Республики“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2003 г. N 3-27-03

Именем Российской Федерации

Верховный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего Семенова Н.В.,

при секретаре Анисимовой О.Н.,

с участием прокурора Корсунова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими отдельных положений Закона Чувашской Республики “О государственной службе Чувашской Республики“ от 14 декабря 1996 года N 19 (с изменениями от 15 июня 1999 года),

установил:

Первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими со дня принятия отдельных положений Закона Чувашской Республики “О государственной службе Чувашской Республики“ от 14 декабря 1996 года N 19 (с изменениями от 15 июня 1999 года).

По мнению прокурора, Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации“ противоречит пункт 1 статьи 3 Закона в части указания о регулировании законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики порядка исполнения гражданином Российской Федерации обязанностей по государственным должностям категорий “Б“ и “В“, а также в части указания о выплате денежного вознаграждения государственному служащему Чувашской Республики из федерального бюджета, поскольку указанная норма закрепляет иное правовое регулирование понятия “государственный служащий“, чем это предусмотрено Федеральным законом.

Оспаривая пункт 3 статьи 3 Закона, прокурор исходит из того, что эта норма необоснованно возлагает на федеральный бюджет обязанности по содержанию государственных служащих органов власти Чувашской Республики.

Прокурор также считает, что нормы абзаца 2 пункта 1 статьи 19, пункта 2 статьи 23, пункта 5 статьи 24, пункта 5 статьи 27 Закона Чувашской Республики необоснованно расширяют перечень нормативных актов, регулирующих соответственно правоотношения по установлению порядка назначения и размеров должностного оклада, надбавок к должностному
окладу и денежного поощрения по итогам службы, включению в стаж государственной службы иных периодов трудовой деятельности, установлению порядка проверки сведений, представленных при поступлении гражданина на республиканскую государственную службу, а также при решении вопроса о назначении на высшую государственную должность государственной службы Чувашской Республики, установлению порядка и условий проведения аттестации государственных служащих.

В судебном заседании прокурор пояснил, что поддерживает заявление в объеме, определенном в заявлении, за исключением требования о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 статьи 19 Закона в части установления порядка назначения и размеров денежного поощрения государственного служащего по итогам службы за месяц, квартал и год.

Представитель Государственного Совета Чувашской Республики Мурзаева С.И. заявление признала в части требования о признании недействующим пункта 3 статьи 3 Закона по указанному в заявлении прокурора основанию.

Возражая против заявления прокурора в остальной части, представитель заинтересованного лица суду пояснила, что Федеральный закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации“ носит рамочный характер, и Закон Чувашской Республики принят с учетом особенностей государственной службы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом.

Выслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, Верховный суд Чувашской Республики приходит к следующему.

В соответствии с пунктом “н“ статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принятые в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения. В случае такого противоречия действует федеральный закон, а закон или иной нормативный акт субъекта Федерации
применяться не должен.

Государственным Советом Чувашской Республики 14 декабря 1996 года с соблюдением процедуры принят Закон Чувашской Республики “О государственной службе Чувашской Республики“. Отдельные изменения (которые не оспариваются прокурором) в указанный Закон внесены 15 июня 1999 года.

В пункте 1 статьи 3 Закона сформулировано понятие “государственного служащего в Чувашской Республике“. Установлено, что государственным служащим в Чувашской Республике является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, обязанности по государственным должностям категорий “Б“ и “В“ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики или федерального бюджета.

Утверждение в этой норме о том, что государственный служащий в Чувашской Республике исполняет обязанности по государственным должностям категорий “Б“ и “В“ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, противоречит установлению, данному в статье 3 Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации“.

Так, статья 3 Федерального закона закрепляет единое для государственных служащих федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, понятие “государственного служащего“.

Таким образом, федеральный законодатель не допускает такого понятия как “государственный служащий субъекта Российской Федерации“.

Следовательно, установление о том, что государственный служащий в Чувашской Республике исполняет обязанности по службе также в порядке, установленном законодательством Чувашской Республики, противоречит понятию государственного служащего, закрепленному Федеральным законом.

Кроме того, Федеральный закон определил, что государственный служащий исполняет обязанности по государственной службе в порядке, установленном федеральным законом (в узком смысле), тогда как в Законе Чувашской Республики необоснованно расширен круг нормативных актов, регулирующих порядок исполнения государственным служащим обязанностей по государственной должности государственной службы
указанием о том, что этот порядок регулируется законодательством Российской Федерации.

Что касается заявления прокурора в части оспаривания пункта 1 статьи 3 Закона как предусматривающего выплату денежного содержания за счет средств федерального бюджета государственному служащему Чувашской Республики, то в удовлетворении его следует отказать по следующим основаниям.

Как указывалось выше, федеральный законодатель не допускает такого понятия как “государственный служащий субъекта Российской Федерации“, и в оспариваемой прокурором правовой норме речь не идет о “государственном служащем Чувашской Республики“. Законодатель в этой норме сформулировал понятие “государственного служащего в Чувашской Республике“.

Соответственно, оспариваемая норма не содержит закрепления, что денежное содержание государственного служащего органов государственной власти Чувашской Республики выплачивается за счет средств федерального бюджета.

В то же время следует признать противоречащим федеральному законодательству пункт 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики в части указания об установлении федеральным бюджетом размеров расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг.

С учетом полномочий субъекта Российской Федерации в правовом регулировании вопросов государственной службы, структуры статьи 3 Закона, логического развития в ней темы правового регулирования следует исходить из того, что в пункте 3 статьи 3 Закона речь идет о государственных служащих органов государственной власти Чувашской Республики.

Из такого же понимания правовой нормы исходила представитель органа, принявшего данный нормативный акт, признав в судебном заседании заявление прокурора по тем основаниям, что неверно указание об установлении федеральным бюджетом размеров расходов на денежное содержание государственных служащих органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такое указание противоречит как пункту 3 статьи 3 Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации“, так и статье 86 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которыми расходы на обеспечение функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации финансируются исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Следует признать недействующим абзац 2 пункта 1 статьи 19 Закона Чувашской Республики.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации“ размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный Совет Чувашской Республики в абзаце 2 пункта 1 статьи 19 Закона необоснованно расширил круг нормативных актов, регулирующих эти вопросы, закрепив положение о том, что порядок назначения и размеры указанных выплат устанавливаются законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Без учета положений пункта 2 статьи 20 вышеуказанного Федерального закона законодательный орган государственной власти Чувашской Республики необоснованно расширил перечень нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности.

Так, федеральный законодатель в вышеназванной норме закрепил положение о том, что указанный вопрос решается в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, тогда как законодатель субъекта установил, что вопрос решается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Государственный Совет Чувашской Республики в пункте 5 статьи 24 Закона также необоснованно расширил круг нормативных актов, регулирующих порядок проверки сведений, представленных при поступлении гражданина на республиканскую государственную службу, а также при решении вопроса о назначении на высшую государственную должность государственной службы Чувашской Республики.

Так, в оспариваемой прокурором норме содержится указание о том, что вышеприведенные сведения проверяются в порядке, установленном законодательством, тогда как в соответствии с пунктом 5 статьи 21
Федерального закона эти сведения подлежат проверке в порядке, установленном Федеральным законом.

Аналогичное превышение соответствующих полномочий, также влекущее признание правовой нормы недействующей, допущено законодателем при регулировании порядка и условий проведения аттестации государственных служащих пунктом 5 статьи 27 Закона Чувашской Республики. Эта норма противоречит закреплению в пункте 3 статьи 24 Федерального закона о том, что порядок и условия проведения аттестации государственного служащего устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из заявления и объяснений прокурора в ходе судебного разбирательства, оспаривая абзац 2 пункта 1 статьи 19, пункт 2 статьи 23, пункт 5 статьи 27 Закона, прокурор просил признать указанные правовые нормы недействующими в части установлений, противоречащих федеральному закону.

В связи с признанием упомянутых норм в оспариваемой части противоречащими федеральному закону эти нормы утрачивают значение как регулирующие соответствующие правоотношения, потому их следует признать недействующими в полном объеме.

С учетом текстового нюанса абзаца 2 пункта 1 статьи 19 Закона (отсутствия в нем перечисления видов выплат) эти выводы касаются также положений правовой нормы в части регулирования порядка денежного поощрения по итогам службы.

Таким образом, установлено, что оспариваемые правовые нормы в вышеуказанной части противоречат федеральному закону, и согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает эти нормы недействующими.

Поскольку эти нормы приняты Государственным Советом Чувашской Республики при отсутствии соответствующих полномочий, они подлежат признанию недействующими со дня принятия.

Закон Чувашской Республики “О государственной службе Чувашской Республики“ от 14 декабря 1996 года N 19 (с изменениями от 15 июня 1999 года) был официально опубликован в республиканских газетах “Республика“ в номере от 23 июня 1999 года и “Хыпар“ в номере от 16 июня
1999 года.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о решении подлежит опубликованию в указанных печатных изданиях после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь изложенным, статьей 253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики

решил:

Признать недействующими со дня принятия следующие нормы Закона Чувашской Республики “О государственной службе Чувашской Республики“ от 14 декабря 1996 года N 19 (с изменениями от 15 июня 1999 года):

- пункт 1 статьи 3 Закона в части указания о том, что исполнение гражданином Российской Федерации обязанностей по государственным должностям категорий “Б“ и “В“ осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики;

- пункт 3 статьи 3 Закона в части указания об установлении федеральным бюджетом размеров расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг;

- абзац 2 пункта 1 статьи 19 Закона;

- пункт 2 статьи 23 Закона;

- пункт 5 статьи 24 Закона в части указания о том, что сведения, представленные при поступлении гражданина на республиканскую государственную службу, а также при решении вопроса о назначении на высшую государственную должность государственной службы Чувашской Республики, подлежат проверке в порядке, установленном законодательством;

- пункт 5 статьи 27 Закона;

Отказать в удовлетворении заявления прокурора в части оспаривания пункта 1 статьи 3 Закона как предусматривающего выплату денежного содержания за счет средств федерального бюджета государственному служащему Чувашской Республики.

После вступления настоящего решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в республиканских газетах “Республика“ и “Хыпар“ в ближайших планируемых выпусках после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.

С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле,
могут ознакомиться в Верховном суде Чувашской Республики 29 мая 2003 года.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней, начиная с 30 мая 2003 года.

Председательствующий

Н.В.СЕМЕНОВ