Решения и определения судов

Определение Президиума Челябинского областного суда от 21.05.2003 Об отмене решения Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 декабря 2002 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 января 2003 года. Надзорное производство по делу N 4Г-03-937.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 мая 2003 года

Надзорное производство N 4г-03-937

I инст. Судья: Воронина В.А.

II инст.: Томашев В. (председательствующий),

Докладчик: Карнаухова Т.А.,

Метелева Г.Н.

Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Кунышева А.Г., членов Президиума Фединой Г.А., Морозова Б.В., Балакиной Н.В., Сыскова В.Л., Савик Л.Н., с участием и.о. прокурора области Чеурина П.В.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Алабугского сельского Совета депутатов Красноармейского района Челябинской области на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 27.12.2002 и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27.01.2003.

Заслушав доклад судьи Терюшовой О.Н. об обстоятельствах дела, прокурора, полагавшего, что жалоба необоснованна, судебные постановления следует оставить без изменения, Президиум

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского
района обратился в суд с заявлением о признании недействительным п. 4 ст. 29 и ст. 49 Устава муниципального образования “Алабугский сельсовет“ от 22 февраля 1999 г. в части, касающейся вхождения в состав представительного органа главы сельсовета с правом решающего голоса и указаний на обязанности прокуратуры.

В судебном заседании требования поддержал.

Представители Алабугского сельсовета депутатов с заявлением не согласились.

Суд постановил решение, которым заявление прокурора удовлетворил.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 января 2003 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Алабугский сельский Совета просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и вынести по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. В соответствии со ст. 12, 130, 131 Конституции РФ население самостоятельно определяет структуры органов местного самоуправления, государственные, иные органы не вправе вторгаться в эту сферу самостоятельного решения вопросов местными сообществами. Положения Устава о полномочиях органов прокуратуры не содержат дополнительных правовых норм.

Определением судьи Челябинского областного суда от 31 марта 2003 года гражданское дело истребовано в Челябинский областной суд.

Гражданское дело с надзорной жалобой Алабугского сельского Совета депутатов передано для рассмотрения по существу в Президиум Челябинского областного суда на основании определения от 28 апреля 2003 г.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы гражданского дела, Президиум находит, что судебные постановления подлежат частичной отмене.

Доводы жалобы об отмене решения суда о признании не порождающей правовых последствий ст. 49 Устава муниципального образования не могут быть приняты во внимание как основание к отмене судебных постановлений в порядке надзора.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями к отмене судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм
материального или процессуального права.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела в указанной части требований не допущено.

В силу ст. 71 Конституции РФ прокуратура находится в ведении Российской Федерации.

Предметы ведения местного самоуправления определены в ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“, к предметам ведения местного самоуправления не отнесены вопросы деятельности прокуратуры. Федеральный закон “О прокуратуре РФ“ содержит исчерпывающий перечень законов, определяющих организацию и порядок деятельности прокуратуры РФ.

Судебные постановления в части удовлетворения требований прокурора Красноармейского района Челябинской области о признании не порождающей правовых последствий статьи 49 Устава муниципального образования следует оставить без изменения.

Удовлетворяя заявление прокурора в части признания пункта 4 статьи 29 Устава муниципального образования “Алабугский сельсовет“ недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, суд первой инстанции исходил из того, что ни Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления“, ни Законом Челябинской области “О местном самоуправлении в Челябинской области“, в соответствии с которыми принят Устав МО “Алабугский сельсовет“, не предусмотрено право решающего голоса главы представительного органа муниципального образования.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции в названной части, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда согласилась с таким выводом.

Однако выводы судов в этой части обжалуемого решения не соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно ст. 29 п. 4 Устава муниципального образования “Алабугский сельский Совет“ глава сельсовета избирается гражданами, входит в состав сельского Совета с правом решающего голоса.

Конституция РФ закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов. В соответствии со ст. 3 ч. 2 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления. В силу ст. 130 ч. 1 Конституции местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно - ст. 131 ч. 1 Конституции РФ. При этом деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции РФ и основанным на ней нормативным правовым актам.

Норма ст. 16 ч. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ о возможности предусмотреть в уставе муниципального образования должность главы муниципального образования - выборного должностного лица - не носит обязывающего характера.

В силу ст. 16 п. 3 вышеназванного Федерального закона глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

С учетом изложенного выше, указание в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления“ и в Законе Челябинской области “О местном самоуправлении в Челябинской области“ положений о наделении главы муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и отсутствие положений о наделении при этом главы муниципального образования правом решающего голоса не свидетельствует о несоответствии п. 4 ст. 29 Устава муниципального образования “Алабугский сельский Совет“ действующему законодательству.

Поскольку в силу п. 3 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“ глава муниципального образования наделяется уставом собственной компетенцией без каких-либо ограничений, оснований для удовлетворения заявления прокурора Красноармейского района в названной части требований не было.

Принимая во внимание, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права, Президиум считает возможным отменить решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда в части
признания недействительным и не порождающим правовых последствий пункта 4 ст. 29 Устава муниципального образования “Алабугский сельсовет“ о наделении правом решающего голоса Главы сельсовета и отказать в удовлетворении требований прокурора Красноармейского района Челябинской области в названной части.

Руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Президиум

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отменить решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 декабря 2002 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 января 2003 года в части признания пункта 4 статьи 29 о наделении Главы сельского Совета правом решающего голоса Устава муниципального образования “Алабугский сельсовет“ Красноармейского района Челябинской области недействительным и не порождающим последствий.

В отмененной части вынести новое решение: отказать в удовлетворении требований о признании недействительным и не порождающим правовых последствия со дня принятия пункта 4 статьи 29 Устава муниципального образования “Алабугский сельсовет“ Красноармейского района Челябинской области.

В остальной части это же решение оставить без изменения, жалобу Алабугского сельсовета Красноармейского района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Г.КУНЫШЕВ