Решения и определения судов

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 27.11.2002 N 44-г-324 Автотранспортное средство является средством индивидуальной реабилитации инвалида и не может предоставляться для использования в любых целях любым лицом.

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2002 г. N 44-г-324

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел дело по протесту председателя Ярославского областного суда на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 9 апреля 2002 года и определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 16 мая 2002 года по делу по жалобе К. на действия Департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области.

Заслушав доклад судьи областного суда, заключение прокурора Ярославской области, полагавшего протест удовлетворить, президиум

установил:

К. является инвалидом 1 группы по трудовому увечью, имеет медицинские показания для обеспечения автотранспортом и с августа 1994 г. стоял на очереди на его получение.

В октябре 2001
г. из отдела реабилитации инвалидов департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области К. было направлено письмо с предложением приобрести автомобиль “Ока“ на льготных условиях (со скидкой 50%) при условии представления справки шоферской комиссии о годности к управлению автомобилем с ручным управлением.

В соответствии с заключением Дзержинского межрайонного бюро МСЭ от 29 октября 2001 г. К. признан не годным к управлению автотранспортом; в связи с этим с очереди на получение автомашины “Ока“ К. снят.

Считая действия департамента необоснованными, К. обжаловал их в суд, просил восстановить его в очереди на получение автотранспорта, так как его необоснованно лишили льготы, предусмотренной ст. 30 ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Жалобу поддержал представитель К. по доверенности А., считая, что противопоказания к управлению автотранспортом не должны влиять на его получение, так как инвалид вправе нанять себе водителя или пользоваться предоставленным транспортом другим путем.

Представитель департамента социальной защиты и труда в судебное заседание не явился, но в письменном отзыве департамент с жалобой не согласился.

Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 9 апреля 2002 года жалоба К. удовлетворена. Департамент социальной защиты населения и труда обязан восстановить К. в очереди на получение автотранспорта.

Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 16 мая 2002 г. кассационная жалоба департамента социальной защиты и труда на указанное решение оставлена без удовлетворения.

В протесте ставится вопрос об отмене решения и определения в связи с неправильным применением судом норм материального права с оставлением жалобы К. без удовлетворения.

Президиум считает протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд первой инстанции, признавая жалобу обоснованной, сослался на ст. 30 ФЗ РФ “О
социальной защите инвалидов в РФ“ N 181 от 24 ноября 1995 г., в соответствии с которой инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях; на ст. 36 этого же Федерального закона, в которой указано, что до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом, законы и иные нормативные акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Суд при этом счел, что Инструкция о порядке продажи легковых автомобилей (приложение N 2 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 156), которой руководствовался департамент, противоречит ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. в части дополнительного условия продажи инвалиду автомобиля (отсутствие противопоказаний к вождению автомобиля), поэтому права К. ущемлены и подлежат восстановлению.

С этими доводами согласилась и кассационная инстанция.

С таким толкованием ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ согласиться нельзя с учетом следующего.

Статья 30 ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов РФ“ является по содержанию не исчерпывающей, а отсылочной нормой права.

В части 9 этой статьи указано, что порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ “О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах“ N 356 от 28 мая 1992 г., Постановление Совета Министров - Правительства РФ “Об утверждении Инструкции о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей“ N 156 от 22 февраля 1993 г. после принятия ФЗ РФ N 181 от 24 ноября 1995 г. отменены не были, продолжают действовать, и нет оснований считать,
что они противоречат базовому Федеральному закону, необоснованно сужая права инвалида на получение автотранспорта.

Указанные нормативные акты предусматривают, с одной стороны, что легковые автомобили с ручным управлением продаются инвалидам при наличии у них установленных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля, определяемых ВТЭК (ныне - МСЭ), а с другой стороны, предусматривают альтернативу для инвалидов, которым затруднительно по состоянию здоровья управлять автомобилем, в виде права на компенсацию расходов на транспортное обслуживание (п. 2 и 5 Постановления Правительства РФ N 356 от 28 мая 1992 г., п. 2 Инструкции - Приложения N 2 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 156).

Постановлением Правительства РФ N 701 от 10 июля 1995 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. N 1254) утвержден Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин и в том числе и на транспортное обслуживание.

Предусмотрено, что заявление о назначении денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание подается инвалидами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Кроме того, следует учитывать, что автотранспортное средство является средством индивидуальной реабилитации инвалида и не может предоставляться для использования в любых целях любым лицом. Правомерность именно такого толкования ФЗ РФ N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. подтверждается анализом других нормативных актов, касающихся социальной защиты инвалидов.

В отличие от ФЗ РФ N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. Федеральный закон “О ветеранах“ в ст. 14, регулирующий меры социальной защиты инвалидов войны предусматривает, что при наличии противопоказаний к вождению транспортного средства инвалиду войны предоставляется право передать
управление транспортным средством, полученным по медицинским показаниям, другому лицу, проживающему с данным инвалидом в одном населенном пункте.

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. N 332, изданном во исполнение ФЗ РФ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, утвержден Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Ст. 14 утвержденного Порядка предусматривает, что страховщик (Фонд социального страхования РФ) осуществляет оплату дополнительных расходов на обеспечение пострадавшего специальным транспортным средством при наличии у пострадавшего медицинских показаний для его получения и отсутствии противопоказаний к управлению им на основании договоров с изготовителями (поставщиками) специальных транспортных средств.

Действующее постановление главы Администрации Ярославской области от 29 мая 1992 г. N 212 “О предоставлении льгот инвалидам труда и с детства по обеспечению спецтранспортом“, предусматривающее выдачу спецтранспорта инвалидам бесплатно или со скидкой при отсутствии противопоказаний к его вождению, и сложившаяся в области практика выделения инвалидам спецтранспорта основаны на нормативных актах Правительства РФ и Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в РФ“ не противоречат.

В связи с изложенным, руководствуясь п. 5 ст. 329 ГПК РСФСР, президиум

постановил:

Решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 9 апреля 2002 года и определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 16 мая 2002 года отменить, в удовлетворении жалобы К. отказать.

Председатель