Решения и определения судов

Определение Псковского областного суда от 03.10.2002 N 33-1096/2002 Действующим федеральным законодательством выполнение депутатских обязанностей не отнесено к педагогической деятельности, а субъекты РФ не вправе устанавливать принципы и условия льготного пенсионного обеспечения.

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебной коллегии по гражданским делам

от 3 октября 2002 года

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе председательствующего Победова В.В., судей Сладковской Е.В., Ельчаниновой Г.А. рассмотрела в судебном заседании 3 октября 2002 года дело по кассационной жалобе ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в г. Пскове на решение Псковского городского суда от 16 августа 2002 года, которым постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пскове зачесть в непрерывный, а также в стаж работы по специальности период работы в Псковской городской Думе с 1 мая 1998 г. по 26 марта 2002 г. и назначить пенсию
с 26 марта 2002 года за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения Д. и представителя ГУ - УПРФ в г. Пскове Е., судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пскове о включении периода работы в Псковской городской Думе в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование иска указала, что до 30 апреля 1998 года она осуществляла педагогическую деятельность, которая подлежала включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. С 1 мая 1998 года она как депутат работает в Псковской городской Думе на постоянной штатной основе председателем комитета по образованию, здравоохранению и культуре. По мнению истицы, этот период работы в соответствии со ст. 24 Закона Псковской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Псковской области“ N 15-оз от 09.06.1997, несмотря на последующие изменения, должен быть включен в специальный стаж.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пскове ставит вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что действующим федеральным законодательством выполнение депутатских обязанностей не отнесено к педагогической деятельности, а субъекты РФ не вправе устанавливать принципы и условия льготного пенсионного обеспечения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

Так, принимая решение об удовлетворении исковых требований Д. о зачете периода работы в Псковской городской Думе в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет
в связи в педагогической деятельностью, суд руководствовался Законом Псковской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Псковской области“.

Согласно ст. 24 указанного Закона в редакции от 09.06.1997 время выполнения депутатом своих депутатских полномочий на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), стаж работы по специальности.

Между тем, Конституцией Российской Федерации (п. “е“ ст. 71) установление основ федеральной политики в сфере социального обеспечения отнесено к ведению Российской Федерации.

Следовательно, при рассмотрении спора суду следовало руководствоваться федеральным законодательством.

Согласно ст. 80 действовавшего ранее Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (утратил силу с 1 января 2002 года в связи с изданием ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“) пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ от 17.12.2001 N 173-ФЗ за указанной категорией лиц сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, применяются в части, не противоречащей указанным законам.

Следовательно,
при определении права на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться и списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в ред. постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953), - в отношении периодов работы до 1 ноября 1999 года, а также списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.

(в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2001 N 79).

Таким образом, действующее законодательство связывает право на получение пенсии за выслугу лет не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с той работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, связанных со спецификой и характером труда.

Указанными списками и правилами не предусматривается включение в льготный педагогический стаж (выслугу лет) периода выполнения депутатских полномочий на постоянной основе.

С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение, обязывающее ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пскове зачесть Д. в стаж работы по специальности, дающий право на досрочную пенсию, период работы в Псковской городской Думе, не может быть признано законным и обоснованным.

Поскольку судом допущено неправильное применение
норм права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе Д. в удовлетворении исковых требований о зачете стажа работы в Псковской городской Думе в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от 16 августа 2002 года отменить.

Постановить новое решение, которым Д. в иске к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пскове о зачете стажа работы в Псковской городской Думе на постоянной основе в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, - отказать.