Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2002 по делу N 3-104/01 О признании недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга от 08.05.1996 N 52-17 “О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2002 г. N 3-104/01

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я., с участием прокурора Лакота С.В., при секретаре Деревягиной Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга “О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге“. Установлено:

8 мая 1996 года был принят Закон Санкт-Петербурга “О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге“.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению указанный закон как противоречащий гражданскому и налоговому законодательству и принятый с нарушением компетенции,
предоставленной Законодательному Собранию Санкт-Петербурга.

В обоснование своего заявления заместитель Генерального прокурора Российской Федерации указал, что данный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, которая относится к области гражданского законодательства и находится в ведении Российской Федерации. Субъекту Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено право установления особых режимов предпринимательской деятельности на отдельных территориях, поэтому указанный закон Санкт-Петербурга противоречит пунктам 1 и 2 статьи 3, части 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ. Кроме того, он противоречит части 2 пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ, поскольку устанавливает льготный режим налогообложения для юридических лиц, заключивших договоры с Администрацией Санкт-Петербурга на ведение хозяйственной деятельности

Законодательное Собрания Санкт-Петербурга и губернатор Санкт-Петербурга возражают против удовлетворения заявления, указывая, что оспоренный закон Санкт-Петербурга не устанавливает особого режима предпринимательской деятельности, а регулирует вопросы создания зон экономического развития с предоставлением лицам, участвующим в создании зоны, льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания. Эти льготы не носят индивидуального характера, так как предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков - резидентам зон экономического развития, осуществляющим хозяйственную деятельность, направленную на реализацию планов развития соответствующих зон. Установление льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, является полномочием законодательного органа субъекта Российской Федерации и соответствует нормам Налогового кодекса РФ.

Губернатор Санкт-Петербурга также ссылается на то, что возможность существования территориальных зон с особым правовым режимом использования земельных участков предусмотрена статьей 1 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ и статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав
заключение прокурора Лакота С.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из содержания оспариваемого закона Санкт-Петербурга, данным законом регулируются общие вопросы создания и ликвидации зон экономического развития Санкт-Петербурга; определяются виды зон экономического развития, которые могут создаваться в Санкт-Петербурге; устанавливаются условия предоставления и отмены налоговых льгот для резидентов зон, а также условия получения статуса резидента зоны экономического развития, устанавливается структура договора между резидентом зоны и Администрацией Санкт-Петербурга.

Так, зоны экономического развития создаются в целях стимулирования инвестиционных и инновационных процессов, освоения современных форм организации бизнеса, совершенствования хозяйственной инфраструктуры, расширения экспортного потенциала и производства импортозаменяющей продукции в интересах Санкт-Петербурга и Российской Федерации (ст. 4), в пределах территории зоны действует льготное налогообложение, распространяющееся только на лиц - резидентов зоны, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию планов развития зоны. Конкретные виды льгот, их размеры и условия, на которых они предоставляются, устанавливаются для каждой зоны соответствующим законом Санкт-Петербурга (ст. 3, 9, 16). Резидентом зоны может стать российское или иностранное юридическое лицо или физическое лицо, заключившее в соответствии с действующим законодательством договор с Администрацией Санкт-Петербурга о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны, направленной на реализацию планов ее развития (ст. 17). Статус резидента зоны предоставляется юридическим и физическим лицам после заключения договора с Администрацией Санкт-Петербурга о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны, направленной на реализацию планов ее развития (ст. 18). Предоставление налоговых льгот резидентам производится с момента введения в действие договоров, если в законе о создании зоны не предусмотрено иное.

Анализ содержания оспариваемого закона Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод о том,
что указанным законом регулируются отношения, связанные с установлением льготного режима налогообложения, инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемых для резидентов зон экономического развития, то есть устанавливается особый режим предпринимательской деятельности в целом.

С учетом изложенного суд находит несостоятельными доводы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга о том, что оспоренный закон Санкт-Петербурга не устанавливает особого режима предпринимательской деятельности.

Суд также находит несостоятельными доводы губернатора Санкт-Петербурга о возможности существования территориальных зон с особым правовым режимом использования земельных участков и рекреационных зон в соответствии со статьей 1 ФЗ “О государственном земельном кадастре“ и статьей 40 Градостроительного кодекса РФ, поскольку оспоренный закон регулирует иные правоотношения.

Между тем согласно пункту “н“ статьи 71 Конституции Российской Федерации определение исключительной экономической зоны находится в ведении Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 3 ГК РФ регулирование предпринимательской деятельности находится также в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Следовательно, принимая закон по предметам ведения Российской Федерации, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга превысило свои права, поскольку регулирование указанных выше правоотношений должно осуществляться Ф.И.О.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ нормы
законодательства о налогах и сборах, определяющие основания порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Из обжалуемого закона следует, что для приобретения статуса резидента и, следовательно, для получения налоговых льгот необходимо обязательное заключение юридическими или физическими лицами индивидуального гражданско-правового договора с Администрацией Санкт-Петербурга, определяющего порядок и условия ведения хозяйственной деятельности на территории зоны экономического развития. Основанием для отмены таких льгот является систематическое и грубое нарушение в зоне действующего законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, невыполнение задач и целей создания зоны или несоответствие ее деятельности жизненно важным интересам Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Таким образом, налоговые льготы предоставляются юридическим и физическим лицам и изымаются у них в индивидуальном порядке, что противоречит ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом данного обстоятельства суд считает не имеющими правового значения доводы Законодательного Собрания и губернатора Санкт-Петербурга о том, что установление льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, является полномочием законодательного органа субъекта Российской Федерации и соответствует нормам Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:

Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.

Признать Закон Санкт-Петербурга “О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге“ от 8 мая 1996 года N 52-17 недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в журнале “Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение
10 дней.