Решения и определения судов

Решение Волгоградского областного суда от 20.08.2002 по делу N 3-92/2002 О признании недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 09.07.2002 N 721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области“.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2002 года Дело N 3-92/2002“

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгоградской области в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области“,

установила:

Прокурор Волгоградской области обратился в суд в государственных и общественных интересах с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской
области“.

В обоснование требований указал, что данный Закон принят с нарушением компетенции, предоставленной законодательным органам субъектов Федерации. Согласно действующему федеральному законодательству коррупция является уголовно наказуемым деянием, за совершение которого установлена ответственность главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вопросы уголовного законодательства в силу п. “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации относятся к компетенции федерального центра. Несмотря на это, Волгоградская областная Дума допустила собственное правовое регулирование борьбы с коррупцией, введя вопреки Уголовному кодексу Российской Федерации гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность.

В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П. заявление поддержал, просил суд вышеназванный Закон Волгоградской области признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Представитель Главы Администрации в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление прокурора Волгоградской области признал.

Представители Волгоградской областной Думы Т.А.В. и К.И.А., действующие на основании доверенностей, требования прокурора Волгоградской области не признали. В судебном заседании пояснили, что при принятии Закона Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области“ Волгоградская областная Дума действовала в рамках своих полномочий, однако с учетом ряда “недостатков“ Закона области N 721-ОД Волгоградская областная Дума готова в законодательном порядке внести изменения и дополнения в названный Закон с целью устранения противоречий.

Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора С.Г.П., находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, исходя из нижеследующего.

13 сентября 2001 года Волгоградской областной Думой был принят, а 9 июля 2002 года Главой Администрации Волгоградской области был подписан Закон Волгоградской области от 9 июля 2002 года N
721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области“.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с выявлением, предупреждением и пресечением правонарушений, связанных с коррупцией, устранением их последствий и наказанием виновных (статья 1 Закона). В статье 2 Закона дано определение понятия “коррупция“, под которой понимается “не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, постоянно, временно или по специальному положению осуществляющими функции представителей власти либо выполняющими организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях; в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ“.

Однако в статье 12 Закона области содержится перечень так называемых “коррупционных правонарушений“, а фактически - диспозиции статей Уголовного кодекса Российской Федерации: “получение взятки“ (статья 290 УК РФ) - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе; “злоупотребление должностными полномочиями“ (статья 285 УК РФ) - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства; “превышение должностных полномочий“ (статья 286 УК РФ)
- совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; “незаконное участие в предпринимательской деятельности“ (статья 289 УК РФ) - учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

В статьях 12 - 13 областного Закона предусмотрены меры ответственности за совершение “коррупционных правонарушений“, такие, как конфискация по решению суда в порядке, предусмотренном статьей 243 ГК РФ, незаконно полученных подарков и денежных средств; взыскание с виновного лица и перечисление на специальный счет Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Волгоградской области стоимости незаконно полученных услуг.

Анализируя во взаимосвязи вышеуказанные составы преступлений и статьи 12 - 13 Закона Волгоградской области N 721-ОД, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии указанного нормативного правового акта рассматриваемые составы преступления были конкретизированы, расширен субъектный состав и введена гражданско-правовая ответственность.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы,
имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом “о“ пункта 1 статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Однако, несмотря на разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, Волгоградской областной Думой был принят вышеуказанный Закон.

Кроме того, статьей 3 оспариваемого Закона к числу субъектов правонарушений, связанных с коррупцией, органом государственной власти субъекта РФ были отнесены все должностные лица, занимающие должности категории “А“. Однако к указанным должностям отнесены также высшие должностные лица РФ - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные министры и т.д. Полномочиями о возложении определенных обязанностей и ответственности на указанных лиц Волгоградская областная Дума не наделена.

Статьей 5 Закон области возложил на такие федеральные органы, как прокуратура Волгоградской области, Главное управление внутренних дел, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Волгоградской области, Нижне-Волжская таможня, управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Волгоградской области, обязанности по борьбе с коррупцией, обозначив их в качестве “участников борьбы с коррупцией“.

Вместе с тем деятельность указанных органов определена специальными федеральными законами, такими, как Закон РФ “О прокуратуре“, Закон РФ “О милиции“ и т.д. Тем самым Волгоградская областная Дума превысила свои полномочия.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 721-ОД в случае совершения гражданами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных должностей или в качестве кандидатов в члены выборных органов местного самоуправления, какого-либо из правонарушений, создающих условия для коррупции, органы, ведущие
борьбу с коррупцией, обязаны уведомить об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести до сведения избирателей путем опубликования в официальном издании факта правонарушения, допущенного кандидатом.

Указанная обязанность, возложенная на избирательные комиссии разного уровня, противоречит положениям Закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан...“, так как федеральный закон не возложил таких обязанностей на избирательные комиссии.

Кроме того, доведение информации до общественности о правонарушениях, которые не установлены в порядке, предусмотренном законом, а вина лиц не подтверждена соответствующим судебным постановлением, грубо нарушает права и свободы граждан.

С учетом изложенного требования прокурора Волгоградской области являются полностью обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Заявление прокурора Волгоградской области в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области“ удовлетворить в полном объеме.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закон Волгоградской области от 9 июля 2002 года N 721-ОД “О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья

И.Г.КУБАСОВ