Решения и определения судов

Решение Московского городского суда от 20.03.2002 по делу N 3-134/2002 Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 и утвержденного им Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2) удовлетворено, так как в соответствии с законодательством РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и быть вкладчиками в товариществах на вере.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 марта 2002 г. по делу N 3-134/2002

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-134/2002 по заявлению Прокурора города Москвы о признании противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 “О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах“ (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и, утвержденного им, Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2),

установила:

Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением
о признании противоречащим федеральному законодательству п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 “О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах“ (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и, утвержденного им, Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2), указывая на то, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ.

Прокурор Г. в судебном заседании требования поддержала и пояснила, что переход имущества из государственной в частную собственность возможен только путем приватизации. Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2) устанавливает нормы позволяющие городу Москве передавать имущество города в уставные капиталы хозяйственных обществ без приватизации. Постановление противоречит федеральному законодательству и в связи с тем, что передача имущества возможна только в случае, если приватизация этого имущества предусмотрена программой приватизации, которая в городе Москве принята, однако она не предусматривает приватизацию денежных средств.

Представитель Правительства Москвы, он же представляя интересы Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы П. с требованиями Прокурора не согласился, указывая на то, что Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах регулирует отношения связанные с приватизацией имущества города.

Представитель Территориального управления по городу Москве и Московской области Министерства по антимонопольной политике заявление прокурора поддержала.

Выслушав заявленные требования, представителя Правительства Москвы и Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы, представителя Территориального управления по городу Москве и Московской области Министерства по антимонопольной политике, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Г., полагавшей, что заявление
подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу, что требование обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 76 Конституции РФ, а не статья 76 Гражданского кодекса РФ.

В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В судебном заседании установлено, что Правительством города Москвы 15.09.1999 принято постановление N 542 “О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах“ (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490), пунктом 2 постановления утверждено Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2).

Названным Положением установлен порядок взаимодействия органов управления Правительства Москвы при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ с участием города Москвы, участие города Москвы в хозяйственных обществах осуществляется путем учреждения (в том числе и совместно с другими хозяйствующими субъектами) новых обществ, а также путем приобретения акций (долей) действующих обществ.

В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающем гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Часть 3 пункта 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Аналогичная по содержанию норма содержится в Федеральном законе “Об акционерных обществах“ от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ), в п. 1 ст. 10 которого устанавливается, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, гражданское законодательство устанавливает запрет государственным органам и органам местного самоуправления на участие в акционерном обществе, однако указанный запрет действует только в том случае если иное не установлено иным федеральным законом.

Вместе с тем пунктом 2 ст. 124 ГК РФ устанавливается, что: к субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики,
края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В ч. 2 ст. 217 ГК РФ устанавливается, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Статья 1 Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ N 123-ФЗ от 21.07.1997 (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 116-ФЗ, от 05.08.2000 N 109-ФЗ) предусматривает: что для целей настоящего Федерального закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

В части 1 статьи 16 Закона устанавливаются способы приватизации государственного и муниципального имущества, к которым относятся:

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации
открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

Таким образом, действующим федеральным законодательством предусматривается, что возмездная передача имущества находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц, является приватизацией имущества, а отношения возникающие в связи с передачей имущества регулируются законодательством о приватизации.

Следовательно, в правоотношениях связанных с приватизацией государственного имущества положения п. 4 ст. 66 ГК, в части ограничивающей государственные органы на участие в хозяйственных обществах, не применимы, поскольку законодательством о приватизации установлены иные нормы, предусматривающие участие в хозяйственных обществах субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным нельзя согласиться с доводами Прокурора о том, что Правительство Москвы не может являться учредителем хозяйственных обществ, а город Москва - являться участником хозяйственных обществ, нельзя.

Вместе с тем, Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах, устанавливает, что участие города Москвы в хозяйственных обществах осуществляется путем учреждения новых обществ, а также путем приобретения акций (долей) действующих обществ (абзац 2 преамбулы), а кроме того, содержит нормы регулирующие: порядок подготовки заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах (пункт 2), содержание заявки и перечень необходимых документов (п. 2.2); порядок рассмотрения заявок (пункт 3), то таким образом, Положение содержит нормы по установлению порядка и распоряжения имуществом города Москвы.

Установление Правительством Москвы порядка управления и распоряжения собственностью города Москвы противоречит федеральному законодательству.

Согласно подп. “д“ пункта 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ,
от 08.02.2001 N 3-ФЗ) устанавливает, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

Подпункт “ж“ п. 2 ст. 5 Закона предусматривает, что законом субъекта устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

Федеральным законодательством компетенция органов исполнительной и представительной власти субъектов Российской Федерации разграничена.

Пунктом 1 статьи 26 Закона г. Москвы “Устав города Москвы“ устанавливается, что к полномочиям Московской городской Думы относится установление порядка управления и распоряжения собственностью города Москвы.

К ведению органов исполнительной власти города Москвы относятся управление и распоряжение собственностью города Москвы (п. 1 ст. 27 Устава).

Таким образом, Правительство Москвы, установив в Положении нормы регулирующие порядок управления и распоряжения собственностью города Москвы, вышло за пределы своей компетенции.

Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах, устанавливая порядок взаимодействия органов управления Правительства Москвы при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ с участием города Москвы, предусматривает, что внесение вклада города Москвы в уставный капитал вновь создаваемых обществ и оплата приобретаемых акций (долей) действующих обществ осуществляется денежными средствами, имуществом, а также имущественными и неимущественными правами. Вид вклада, его величина и источники формирования указываются в постановлении Правительства Москвы о создании Общества (о приобретении акций (долей) действующего общества) (пункт 1.4).

Указанное Положение также противоречит федеральному законодательству.

Статья 23 Федерального закона “О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ предусматривает, что внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 24 Устава города Москвы предусматривает, что приватизация объектов собственности города Москвы и объектов собственности муниципальных образований осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы и программами приватизации.

Кроме того, статьей 8 Закона города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 “О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы“ предусматривается, что ежегодно постановлением Московской городской Думы утверждаются:

- номенклатура перечней (требований к составу и содержанию) объектов приватизации на следующий год;

- перечни объектов приватизации в соответствии с утвержденной на данный год номенклатурой.

Московской городской Думой 28.03.2001 принято постановление N 47 “О перечне объектов приватизации государственной и муниципальной собственности города Москвы“. В постановлении в качестве объектов приватизации не предусматривается использование денежных средств, а также имущественных и неимущественных прав, принадлежащих городу Москве на цели, предусмотренные оспариваемым Положением.

Поскольку программой приватизации не предусмотрено выделение денежных средств для данных нужд, то установление Правительством Москвы возможности использования их в целях приобретения акций (долей) действующих обществ, также противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 “О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации“ решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть
опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“).

Поскольку текст документа опубликован в изданиях: “Вестник Мэрии Москвы“, N 15, август 1999 года, то сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, а именно в “Вестнике Мэрии Москвы“.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Признать п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 “О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах“ (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и, утвержденного им, Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2) противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт - “Вестнике Мэрии Москвы“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.