Решения и определения судов

Решение Новосибирского областного суда от 05.03.2002 N 3-56/2002 Судом признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению некоторые положения Закона Новосибирской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области “О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области“ от 18.07.2001 г. N 182-ОЗ.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2002 года Дело N 3-56/2002“

(извлечение)

Новосибирский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Новосибирской области о признании противоречащим федеральным законам пунктов 1, 3 ст. 2 Закона Новосибирской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области “О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области“ от 18.07.2001 г. N 182-ОЗ, недействующим и не подлежащим применению,

установил:

Пунктом 1 статьи 2 Закона Новосибирской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области “О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области“ N 182-ОЗ от 18.07.01 г. (далее -
Закон области) было установлено, что Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим после 1 января 2001 года, за исключением подпункта “а“ пункта 1 статьи 1.

Пунктом 3 статьи 2 указанного Закона установлено, что ст. 4 вступает в силу с 1 января 2001 года и действует до ее отмены Законом Новосибирской области.

Закон был опубликован 16 августа 2001 г.

И.о. прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащей ст. 5 НК РФ пунктов 1 и 3 статьи 2 указанного Закона области. По его мнению, данный Закон мог вступить в силу согласно п. 1 ст. 5 НК РФ не ранее, чем через месяц после опубликования и не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т.е. 1 января 2002 г. Кроме того, положение о придании Закону обратной силы (после 1 января 2001 г.) противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ. Поскольку внесенные изменения и дополнения ухудшают положение налогоплательщиков, им не может быть придана обратная сила.

По этим же основаниям противоречит НК РФ п. 3 ст. 2 Закона области. Кроме того, Закон области состоит из двух статей и не имеет статьи 4, как это указано.

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц, Новосибирского областного Совета депутатов - К., главы администрации - Л., не признали требований и.о. прокурора области и просили в их удовлетворении отказать мотивируя тем, что в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ
акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу. Пунктом 4 ст. 1 оспариваемого Закона улучшается положение налогоплательщиков путем установления дополнительных льгот по уплате земельного налога для товаропроизводителей, имеющих на земельных участках объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, ранее этой нормы не было. Поэтому законодатель вправе был придать ему обратную силу, определив начало его действия с 1 января 2001 г. В пункте 3 ст. 2 оспариваемого Закона ошибочно указано “статья 4“ следовало “пункт 4“, однако это не является основанием для признания данного положения Закона противоречащим федеральному закону.

Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц - К. и Л., показания свидетеля А., изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявления, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, распространяются только на те отношения, которые возникли после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.

Обратная сила может быть придана нормативному акту в исключительных случаях. И тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегда специально оговариваются в законе.

Статьи 54 и 57 Конституции РФ строго ограничивают случаи придания нормативному правовому акту обратной силы. Так, не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В то же время, если после
совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применять нужно новый закон.

Эти принципы получили свое развитие и в Налоговом кодексе.

Вступление в силу актов налогового законодательства имеет свои особенности, определенные в ст. 5 Налогового кодекса.

Эти правила учитывают серьезность последствий введения новых налогов и (или) сборов и существенно изменяют общий порядок вступления в силу федеральных законов.

В соответствии с п. 1 рассматриваемой статьи акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

В п.п. 2, 3, 4 ст. 5 Налогового кодекса конкретизированы применительно к налоговому законодательству общие правила действия законодательных актов во времени:

- акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

- акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу;

- акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие правовое положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, если это прямо предусмотрено.

Согласно п.
1 ст. 72 Устава Новосибирской области нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если не установлен иной порядок их вступления в силу.

Судом установлено, что в целом Закон Новосибирской области “О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области“, как указано в ст. ст. 2, 3, направлен на поддержку товаропроизводителей и предоставление им определенных льгот по налогу на прибыль, на имущество, по земельному налогу.

Однако довод прокурора о том, что положения оспариваемого Закона ухудшают положение налогоплательщиков, вводят в ранее действующую редакцию Закона такие условия предоставления льгот, которых ранее не было, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Это обстоятельство признано представителем Новосибирского областного Совета депутатов К., подтверждено свидетелем А. - заместителем начальника отдела управления МНС по НСО.

Она пояснила, что ухудшают положение налогоплательщиков положения подпунктов “а“, “б“, “в“ п. 1 ст. 1 оспариваемого Закона тем, что устанавливаются условия предоставления льгот по налогу на прибыль, которых не было в прежней редакции Закона. Пунктом 2 установлено, что для товаропроизводителей, удовлетворяющих требованиям настоящего Закона, освобождаются от налогообложения 50% прироста налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, ранее освобождался от налогообложения весь прирост налоговых баз. Пункт 3 дополняет ст. 3 частью 7, устанавливающей коэффициенты сопоставимости, которых не было в прежней редакции, чем также ухудшается положение налогоплательщиков. Ухудшается положение налогоплательщиков также пунктом 6 оспариваемого Закона, устанавливающим ограничения 50% прироста налоговых платежей. П. 9 вводит обязанность товаропроизводителей ежеквартально до 10 числа второго месяца, следующего за отчетным, представлять в администрацию области документы, ранее этой нормы не было и она вводит для налогоплательщиков дополнительные обременения.

Сопоставление текстов Закона в
прежней редакции и в новой редакции позволяет суду согласиться с доводами прокурора о том, что положения оспариваемого Закона области ухудшают правовое положение налогоплательщика, а поэтому Закон не мог вступить в силу ранее, чем 1 января 2002 г. и ему не могла быть придана обратная сила. Положение п. 1 ст. 2 Закона области противоречит п. 1 ст. 5 НК РФ, поэтому признается недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в силу.

Что касается п. 3 ст. 2 оспариваемого Закона, то им введена ст. 4, которая устанавливает налоговые льготы по земельному налогу предприятиям, имеющим объекты мобилизационного назначения на земельных участках. Данной льготы не было в прежней редакции Закона, она улучшает положение налогоплательщиков, поэтому в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ законодатель области правомерно придал ей обратную силу установив, что она действует с 1 января 2001 года.

Никаких обоснованных доводов против этого участвующим в деле прокурором заявлено не было.

В тексте допущена техническая опечатка, следовало указать “пункт 4“, а не “статья 4“, но правовое содержание оспариваемой прокурором нормы не противоречит НК РФ, поэтому оснований для признания ее противоречащей федеральному закону нет. Техническую опечатку должен исправить сам законодатель.

С учетом изложенного, заявление и.о. прокурора подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Новосибирский областной суд

решил:

Требования и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворить частично.

Признать противоречащим пунктам 1, 2 ст. 5 НК РФ пункт 1 статьи 2 Закона Новосибирской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области “О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области“ от 18.07.2001 г. N
182-ОЗ, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в силу.

В остальной части в удовлетворении заявления и.о. прокурора Новосибирской области отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.