Решения и определения судов

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 13.06.2001 N 44-г-248 Для решения вопроса о включении работы в детском учреждении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам, после 1 ноября 1999 г. вопрос о том, относится ли детское учреждение к государственным или муниципальным, имеет юридическое значение.

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2001 г. N 44-г-248

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел дело по протесту председателя Ярославского областного суда на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 19 февраля 2001 г. по делу по жалобе Б. на отказ Департамента социального обеспечения г. Тутаева в начислении пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи областного суда, заключение и.о. прокурора Ярославской области, полагавшего протест удовлетворить, президиум

установил:

Решением Комиссии по назначению пенсий при администрации г. Тутаева Ярославской области от 17 ноября 2000 г. Б. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Не соглашаясь с названным решением, Б. обратилась в суд с
жалобой, ссылаясь на то, что имеет педагогический стаж более 25 лет, с сентября 1974 г. работает в детских дошкольных учреждениях.

Представитель Департамента социального обеспечения Тутаевского муниципального округа с жалобой Б. не согласился, полагая, что отказ в назначении пенсии является правомерным, педагогический стаж Б. составляет 6 лет 5 месяцев 7 дней. В педагогический стаж нельзя включить время работы Б. в детских комбинатах, поскольку они не поименованы в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, детские комбинаты, в которых работала Б., нельзя считать учреждениями, поскольку они являлись структурными подразделениями Тутаевского моторного завода и не обладали правами юридического лица. Кроме того, детский комбинат ОАО “Тутаевский моторный завод“, в котором работает Б., не является государственным или муниципальным.

Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 19 февраля 2001 г. постановлено:

“Решение комиссии по назначению пенсии Департамента социального обеспечения администрации Тутаевского муниципального округа об отказе Б. в назначении пенсии по выслуге лет признать незаконным.

Департаменту социального обеспечения включить в педагогический стаж время работы Б. в детских комбинатах и назначить ей пенсию по выслуге лет“.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В протесте ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением материального закона.

Президиум находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 80, 83 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“ пенсия за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий, должностей), с
учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях, и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ.

Из материалов дела видно, что истице отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с невключением в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии, периода работы в детских комбинатах NN 2 и 4 Тутаевского моторного завода, как в учреждениях, не предусмотренных в разделе “Наименования учреждений“ Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет. При отказе в назначении пенсии также учитывалось, что детские комбинаты, в которых работала Б., не имеют статуса юридического лица.

Выводы суда в части необходимости зачета в педагогический стаж для назначения пенсии за выслугу лет периода работы Б. в детских комбинатах в принципе не противоречат закону. Отсутствие в названном Списке такого наименования детского воспитательного учреждения как комбинат не является препятствием для назначения пенсии за выслугу лет при доказанности факта выполнения обязанностей воспитателя в данном воспитательном учреждении. Не содержится в законе и обязательного условия о том, чтобы образовательное учреждение, в котором работал гражданин, претендующий на пенсию, имело статус юридического лица.

Вместе с тем, вывод суда о том, что для назначения пенсии не имеет правового значения форма собственности предприятия, на котором работает гражданин, является ошибочным.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги
для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В соответствии с п. 2 названного Постановления утвержденные им Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты (после 1 ноября 1999 г.) - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 Постановления от 22 сентября 1999 г. N 1067.

Таким образом, для решения вопроса о включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, после 1 ноября 1999 г. вопрос о том, относится ли детское учреждение к государственным или муниципальным, имеет юридическое значение.

Однако само по себе то обстоятельство, что детский комбинат N 2, в котором с 1998 г. работает Б., находится на балансе ОАО “ТМЗ“, не означает, что оно не относится к государственным или муниципальным учреждениям, и период работы в нем не подлежит включению в специальный стаж.

При новом рассмотрении дела суду следует истребовать документы, относящиеся к приватизации Тутаевского моторного завода как государственного
предприятия (программу приватизации, документы о выкупе акционерным обществом госимущества, Устав ОАО и др.), с целью выяснения вопроса о том, как решалась судьба детских учреждений при приватизации, в чью собственность они поступали.

Руководствуясь п. 2 ст. 329 ГПК РСФСР, президиум

постановил:

Решение Тутаевского городского суда от 19 февраля 2001 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председатель