Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 27.02.2001 N 3-17-2001 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми от 30 сентября 1996 года N 257.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2001 г. N 3-17-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего Кретова В.В.,

при секретаре Ватамановой Л.А.,

с участием прокурора Забоевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 февраля 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Указа Главы Республики Коми “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых на территории Республики Коми“ от 30 сентября 1996 года N 257,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Указа
Главы Республики Коми “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых на территории Республики Коми“ от 30 сентября 1996 года N 257. Считал, что Указ Главы Республики Коми от 30 сентября 1996 года N 257 издан с превышением полномочий и его положения о порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых не основаны на нормах федерального законодательства.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.

Представитель Главы Республики Коми Шалашнев В.А. полагал, что заявление прокурора Республики Коми не основано на законе и поэтому подлежит отклонению. Считал, что оспариваемый Указ Главы Республики Коми полностью соответствует федеральному законодательству, т.к. регулирует вопросы денежных вознаграждений, выплачиваемых за счет собственных средств Республики Коми.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 1 и 4 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункты “в“ и “к“ в части 2 статьи 72 Конституции РФ отсутствует. Имеются в виду пункты “в“ и “к“ части 1 статьи 72
Конституции РФ.

В соответствии с п.п. “в“ и “к“ ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство о недрах, вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в данной области собственное правовое регулирование, но только с соблюдением требований ст. 76 Конституции Российской Федерации о полном соответствии (не противоречии) принимаемых (издаваемых) ими нормативных правовых актов федеральному законодательству.

Анализ Указа Главы Республики Коми “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых на территории Республики Коми“ от 30 сентября 1996 года N 257 и утвержденного им Положения о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых применительно к приведенному выше конституционному принципу свидетельствует о существенном противоречии данных актов федеральному законодательству.

Так, в силу ст. 34 Закона Российской Федерации “О недрах“ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 с последующими изменениями и дополнениями лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, а также лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых, имеют право соответственно на поощрительное и государственное денежные вознаграждения.

Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но при условии соблюдения органами этих субъектов положений Конституции Российской Федерации о предметах ведения и разграничении полномочий между Российской федерацией и субъектами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что еще 26 декабря 1995 года и 17 мая 1996 года, т.е. до издания
Указа Главы Республики Коми от 30 сентября 1996 года N 257, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами Закона Российской Федерации “О недрах“ утвердило своими Постановлениями N 1282 и N 597 Положение о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых и Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, в которых, в частности, установило максимальные размеры государственного и поощрительного денежных вознаграждений, в том числе и выдаваемых одному лицу, определило источники финансирования для выплаты вознаграждений и порядок их использования субъектами Российской Федерации, но только по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, предусмотрело исчерпывающий перечень органов, правомочных принимать решения о назначении и выплате вознаграждений, прописало порядок принятия данных решений и указало, что без участия соответствующего федерального органа исполнительной власти субъекты Российской Федерации могут устанавливать только порядок выплаты и размеры государственного и поощрительного денежных вознаграждений за выявление общераспространенных полезных ископаемых.

Во исполнение указанных выше Постановлений Правительства Российской Федерации Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр (впоследствии - Министерство природных ресурсов Российской Федерации) были изданы: приказ “О введении в действие Положения о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых“ от 23 января 1996 года N 8, в котором федеральным территориальным органам управления фондом недр по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предписано образовать территориальные комиссии по государственным и поощрительным денежным вознаграждениями, и приказ “Об инструкции по вопросам выплаты вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых“ от 31 марта 1997 года N 50 с последующими изменениями, инструктивно определяющий состав и
полномочия этих комиссий, порядок их деятельности и принятия решений о выплате вознаграждений.

Таким образом, приведенными выше правовыми актами (Законом Российской Федерации “О недрах“, Постановлениями Правительства, приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации) установлен и детально конкретизирован порядок выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), заключающийся, в частности, в обязательном участии Министерства природных ресурсов Российской Федерации, через свои территориальные органы в подготовке материалов по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям, определении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1282 и Инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 50, размеров этих вознаграждений и оснований для их выплаты, в принятии решений о назначении и выплате вознаграждений.

Оспариваемый же Указ Главы Республики Коми от 30 сентября 1996 года N 257, как нормативный правовой акт, распространяющий свое предметное действие на все случаи выявления месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных) на территории Республики Коми, издан без учета данных положений федерального законодательства и неосновательно устанавливает иной порядок, а также, частично, и размеры выплаты государственных и поощрительных денежных вознаграждений, а, кроме того, незаконно устраняет территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от участия в формировании соответствующих территориальных комиссий по вознаграждениям, подготовки необходимых материалов, определения оснований для выплаты вознаграждений и принятия решений о назначении, размере и выплате этих вознаграждений.

При таких обстоятельствах Указ Главы Республики Коми “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых на территории Республики Коми“ от 30 сентября 1996 года N 257 следует признать противоречащим федеральному законодательству и, по мотивам неотносимости его к закону Республики Коми, недействительным, не порождающим правовых последствий с
момента издания.

В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми от 30 сентября 1996 года N 257 подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания Указ Главы Республики Коми “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых на территории Республики Коми“ от 30 сентября 1996 года N 257.

Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми от 30 сентября 1996 года N 257 подлежит опубликованию в газете “Республика“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ