Решения и определения судов

Определение Архангельского облсуда от 11.01.2001 N 33-101 По иску к администрации муниципального образования о передаче в пользование освободившихся жилых комнат в общежитии.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Угрюмова О.Е. Дело N 33-101Ефремов Ю.М. 11 января 2001 года“

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Мукминовой Н.Л.,

судей Ефремова Ю.М., Распопина В.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 11 января 2001 г. дело по кассационной жалобе М. и М. на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 20 ноября 2000 г., по которому решено:

Требования С. удовлетворить.

Признать Приложение к распоряжению главы администрации г. Коряжма от 10 июля 1995 года N 206р в части включения в список маневренного жилищного фонда комнат NN <...> в доме N <...> по <...> незаконным с момента его вынесения.

Обязать администрацию города
Коряжмы заключить договор найма с С. на комнаты NN <...> в квартире <...> дома N <...> по <...>.

Обязать администрацию города Коряжмы заключить договор купли-продажи комнаты N <...> в квартире <...> дома N <...> по <...> с С. за 27000 рублей по вступлению решения в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования “Город Коряжма“ - БИК 041117601, ИНН 2905001879, расчетный счет N 40205810004240310438 в пользу С. стоимость экспертизы по оценке комнаты в сумме 395 руб. и услуги адвоката в сумме 132 руб. Всего - 527 руб.

Взыскать с администрации МО “Город Коряжма“ в доход местного бюджета госпошлину в сумме 730 руб.

Заслушав доклад судьи областного суда Ефремова Ю.М., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования “Город Коряжма“ о передаче в пользование освободившихся жилых помещений - комнат NN <...> в квартире N <...> дома N <...> по <...>. В обоснование иска указывает на то, что с мужем и двумя разнополыми детьми возрастом старше девяти лет занимает комнаты NN <...> общей жилой площадью 28,4 кв. м и является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время в квартире освободились комнаты NN <...> общей жилой площадью 23,9 кв. м. Передавать семье в пользование освободившиеся комнаты ответчик отказывается.

В судебном заседании истица поддержала свой иск, а представитель истца, участвующий в деле по доверенности (лист дела 96), уточнил исковые требования и просил признать Приложение к распоряжению главы администрации г. Коряжма от 10 июля 1995 года N 206р в части включения в список маневренного жилищного фонда комнат NN <...> в доме N <...> по <...> незаконным с
момента издания, заключить договор найма на комнаты NN <...> и обязать выдать ордер. Обязать администрацию заключить договор купли-продажи на комнату N <...> по рыночной стоимости в соответствии с экспертным заключением. Возместить 1359 руб., из них 1000 руб. за услуги адвоката, 359 руб. - оценка комнаты экспертом.

Администрация муниципального образования “Город Коряжма“ в лице представителя юрисконсульта Ж. иск не признала, обосновывая возражение тем, что распоряжением главы администрации муниципального образования “Город Коряжма“ от 10 июля 1995 года N 206р освободившиеся комнаты включены в состав маневренного фонда и передаче в пользование не подлежат.

Полагая, что изданным распоряжением нарушено право ее семьи на получение в пользование освободившихся комнат, С. заявила требование о признании незаконным Приложения к распоряжению главы администрации муниципального образования “Город Коряжма“ от 10 июля 1995 года N 206р о включении в маневренный жилищный фонд комнат NN <...>. В обоснование требования указывает на то, что маневренный жилищный фонд предназначен для временного проживания и под него отводятся отдельные жилые помещения. Она с семьей прописана и проживает в квартире постоянно. Занимает две комнаты, одна из которых - N <...> включена в состав маневренного фонда. Поэтому недопустимо, когда в одной квартире часть комнат включена в маневренный фонд для временного проживания, а часть - находится в постоянном пользовании граждан на условиях договора найма.

Заявленное требование администрация муниципального образования “Город Коряжма“ не признала, считая его необоснованным.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласен и.о. мэра города Коряжмы и просит решения отменить.

В кассационной жалобе указал, что право органов местного самоуправления распоряжаться муниципальным жилищным фондом, в том числе и по формированию маневренного фонда.
Не согласны с выводом суда о невозможности нахождения в одном доме квартир с разными правовыми положениями. Не обоснован вывод суда о нарушении прав истицы на улучшение жилищных условий, поскольку комнаты NN <...> не являются освободившимися, так как эти комнаты переданы в маневренный фонд. Исходя из принципа равенства граждан, предусмотренного Конституцией РФ, администрация обязана предоставлять гражданам в случаях, предусмотренных законом, временное жилье, для чего и создается маневренный фонд.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему,

Как видно из дела, истица с мужем и двумя разнополыми детьми возрастом старше девяти лет занимает комнаты NN <...> общей жилой площадью 28,4 кв. м согласно ордеру N <...>, полученному 17.08.95 г. (лист дела 41), и является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В целях организованного и качественного проведения капитального ремонта жилищного фонда с выселением граждан из ремонтируемых помещений распоряжением главы администрации муниципального образования “Город Коряжма“ от 10 июля 1995 года N 206р создан маневренный жилищный фонд для временного проживания граждан на период проведения капитального ремонта занимаемых ими жилых помещений. В Приложении к указанному распоряжению в маневренный жилищный фонд включены комнаты NN <...> в квартире N <...> дома N <...> по <...> (листы дела 36 - 37).

При рассмотрении дела суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным Приложения к распоряжению главы администрации муниципального образования “Город Коряжма“ от 10 июля 1995 года N 206р о включении в маневренный жилищный фонд комнат NN <...> и передаче в пользование освободившихся комнат NN <...>, поскольку такой вывод основан на действующем жилищном законодательстве и исследованных в судебном заседании доказательствах.

Действительно, в
соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Согласно ст. 6 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Вышеприведенное положение Жилищного кодекса РСФСР не содержит указаний, какие жилые помещения должны отводиться под маневренный жилищный фонд. Однако совокупный анализ действующего жилищного законодательства указывает на то, что под маневренный жилищный фонд могут отводиться только специальные отдельно стоящие (построенные, расположенные) и предназначенные для временного проживания жилые помещения.

Так, в соответствии с положениями статей 7 и 10 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

В маневренном жилищном фонде жилые помещения предоставляются для временного проживания граждан на период проведения капитального ремонта занимаемых ими жилых помещений.

Дом N <...> по <...> и квартира N <...>, в которой проживает семья С., предназначены для постоянного проживания, в то время как комнаты NN <...> в квартире N <...> дома N <...> по <...> оспариваемым распоряжением предназначены для временного проживания. Одна из занимаемых истицей комнат,
а именно комната N <...>, в маневренный фонд не включена и предоставлена ей на условиях договора найма для постоянного проживания. Действующее жилищное законодательство не допускает включение в одно жилое помещение - квартиру комнат с различным правовым положением, при котором часть комнат предназначена для постоянного, часть - для временного проживания. Применение по аналогии служебных и не служебных жилых помещений необоснованно. Служебные жилые помещения, несмотря на их особый правовой статус, предназначены для постоянного на период работы проживания, в то время как маневренный жилищный фонд предназначен для временного проживания. На служебные жилые помещения выдается ордер и заключается договор найма. На жилые помещения, расположенные в маневренном жилищном фонде, ордер не выдается и договор найма не заключается.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 и ст. 12 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Таким образом, законодательно закреплено, что в маневренный жилищный фонд входят именно дома, а не отдельные помещения в виде нескольких комнат в коммунальной квартире, часть комнат в которой и квартира в целом не включены в маневренный фонд и предназначены для постоянного проживания.

Оспариваемым распоряжением нарушены права и свободы С. и членов ее семьи, поскольку систематические временные подселения граждан в коммунальную квартиру, предназначенную для постоянного проживания, создают
большие беспокойства и неудобства для постоянно проживающих в квартире жильцов.

Кроме того, одна из занимаемых С. и ее семьей комнат, а именно комната N <...>, включена в маневренный фонд. Согласно статьям 10 и 67 ЖК РСФСР никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива.

В соответствии со ст. 1 и ч. 3 ст. 12 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Жилые помещения в специализированных домах приватизации не подлежат.

Включение одной из комнат в маневренный фонд лишает С. и членов ее семьи возможности полноправно распоряжаться данной комнатой. Приватизировать либо обменять комнату истица и члены ее семьи не имеют права, и это притом, что на указанную комнату им выдан ордер и заключен договор найма жилого помещения.

Распоряжение главы администрации муниципального образования “Город Коряжма“ о включении комнаты N <...> в маневренный фонд издано 10 июля 1995 года N 206р, а ордер на указанную комнату выдан истице на основании постановления главы администрации г. Коряжмы от 6 июня 1995 года N 398 (листы дела 41 - 42, 45 - 46).

С целью удовлетворения жилищных потребностей граждан государственная жилищная политика направлена на ликвидацию коммунальных квартир. Это предусмотрено статьями 28 и 46 ЖК РСФСР, ст. 16 “Об
основах федеральной жилищной политики“ и Государственной целевой программой “Жилище“, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь).

По вышеуказанным основаниям приведенные доводы в кассационной жалобе не влияют на законность принятого судом решения в части признания незаконным Приложения к распоряжению главы администрации г. Коряжма от 10 июля 1995 года N 206р в части включения в список маневренного жилищного фонда комнат NN <...> в доме N <...> по <...> и передачи в пользование истицы освободившихся комнат NN <...>, и решение суда в упомянутой части является правильным.

В то же время судебная коллегия находит решение суда в части понуждения ответчика к заключению договора купли-продажи комнаты N <...> в квартире <...> дома N <...> по <...> подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 6, 16 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и статьями 209, 421 ГК РФ суд не вправе понуждать собственника жилищного фонда заключать договор купли-продажи.

Поскольку решение суда о понуждении заключения договора купли-продажи комнаты N <...> подлежит отмене, то подлежит отмене и решение о взыскании расходов по экспертизе по оценке комнаты в сумме 395 руб.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, однако судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия считает возможным
отменить решение суда в части понуждения заключения договора купли-продажи комнаты N <...> в квартире <...> дома N <...> по <...> и взыскания расходов по экспертизе по оценке комнаты в сумме 395 рублей и вынести, не передавая дело на новое рассмотрение, новое решение, отказав в удовлетворении требований о понуждении заключения договора купли-продажи комнаты N <...> и взыскании расходов по экспертизе по оценке комнаты в сумме 395 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

Решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 20 ноября 2000 года в части понуждения заключения договора купли-продажи комнаты N <...> в квартире <...> дома N <...> по <...> и взыскания расходов по экспертизе по оценке комнаты в сумме 395 руб. отменить и вынести новое решение: С. в иске к администрации города Коряжма о понуждении заключения договора купли-продажи комнаты N <...> в квартире <...> дома N <...> по <...> и взыскании расходов по экспертизе по оценке комнаты в сумме 395 руб. - отказать.

В остальной части то же решение оставить без изменения.