Решения и определения судов

Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22.12.2000 О признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона РБ “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., единолично, при секретаре Трифоновой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2000 г. в г. Улан-Удэ дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“,

установил:

6 сентября 1995 года Народным Хуралом Республики Бурятия был принят Закон Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“.

Прокурор Республики Бурятия обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с вышеназванным заявлением и указал, что Закон Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ противоречит Бюджетному
кодексу Российской Федерации.

Так, пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах“ предусмотрено то, что республиканские внебюджетные фонды учреждаются для инвестирования приоритетных направлений и объектов производства, природоохранных мероприятий, поддержки и развития социальной защиты низкооплачиваемых слоев населения Республики Бурятия.

В этом же пункте указано, что внебюджетные фонды в зависимости от их целевого назначения делятся на экономические и социальные, в то же время фонды создаются как целевые, так и резервные. Фонды могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени.

Прокурор считает, что пункт 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ противоречит статье 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено создание государственных внебюджетных фондов, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Также бюджетным законодательством не предусмотрено деление государственных внебюджетных фондов на экономические и социальные, целевые и резервные, постоянные и временные.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ установлено, что фонды в своей работе руководствуются Конституцией Республики Бурятия, настоящим Законом и положениями о каждом фонде.

По мнению прокурора указанный пункт противоречит пункту 2 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерация, в котором закреплено, что правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с настоящим кодексом.

К тому же, регулирование государственных внебюджетных фондов нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ установлено, что в состав республиканских
внебюджетных фондов Республики Бурятия могут включаться фонд развития территорий, фонд социальной поддержки населения, фонд Правительства Республики Бурятия, экологический фонд Республики Бурятия, фонд экологического страхования Республики Бурятия, фонд республиканской собственности, фонд поддержки предпринимательства, фонд развития жилищного строительства.

Прокурор считает, что данный пункт не соответствует статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К тому же, прокурор указывает на то, что ни один из фондов перечисленных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ не Предусмотрен бюджетным законодательством.

Статья 4 Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ определяет статус республиканских внебюджетных фондов Республики Бурятия.

Однако указанная статья, по мнению прокурора, противоречит пункту 2 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором определен правовой статус государственных внебюджетных фондов на основании федерального закона, а не субъекта Российской Федерации.

Прокурор полагает, что Закон Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ в целом противоречит федеральному законодательству, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрено образование самостоятельных государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“, а также обязать официальное печатное издание Республики Бурятия опубликовать сообщение о результате рассмотрения настоящего заявления.

В судебном заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Ковалева Г.Н. и Болдоева Э.В., действуя на основании доверенности, уточнив требования прокурора Республики Бурятия, пояснили, что поддерживают требование прокурора
в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Президента Республики Бурятия Мотошкин Л.Н. действуя на основании постоянной доверенности N 101-0257 от 08.12.2000 не согласился с заявлением прокурора и считает, что нет оснований для признания Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ противоречащим федеральному законодательству, поскольку порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов регламентированы статьей 5 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в силу статей 10, 13, 145, 149 Бюджетного кодекса Ф.И.О. субъектов Российской Федерации создаются территориальные государственные внебюджетные фонды. Полагает, что органы государственной власти вправе регламентировать деятельность государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, утверждать бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении.

Представитель Президента Республики Бурятия Мотошкин Л.Н. считает, что в заявлении прокурора необходимо отказать.

Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О., действуя на основании распоряжения председателя Народного Хурала Республики Бурятия N 305-11 от 30.10.2000, также не признал требований прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах“.

По мнению представителя Народного Хурала Усенова К.О., органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать государственные внебюджетные фонды субъектов, поскольку данное право регламентировано статьей 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выслушав пояснения представителей прокуратуры Республики Бурятия, а также заинтересованных лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, Верховный Суд Республики Бурятия находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление прокурора Республики Бурятия по следующим основаниям.

Так, Законом Республики Бурятия “О республиканских
государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“ созданные целевые внебюджетные фонды являются разновидностью государственных внебюджетных фондов и предполагает существование на территории Республики Бурятия не только территориальных государственных внебюджетных фондов, но и республиканских государственных внебюджетных фондов, создаваемых субъектом Российской Федерации.

Однако Закон Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах“ противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.

10 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающая структуру Бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривает создание субъектом Российской Федерации республиканских государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов относящихся к ведению Российской Федерации.

Глава 17 вышеуказанного Кодекса не включает в состав внебюджетных фондов, фонды, установленные Законом Республики Бурятия, также как фонд развития территориальный, фонд социального, фонд Правительства Республики Бурятия, экологический фонд Республики Бурятия, фонд экологического страхования Республики Бурятия, фонд республиканской собственности, фонд поддержки предпринимательства, фонд развития жилищного строительства.

Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входят: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Указанные фонды созданы и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, поэтому предполагают обеспечение функций государства и в этих целях наделены определенными властными полномочиями, что не может быть свойственно внебюджетным фондам, созданным субъектом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы представителей Народного Хурала и Президента Республики Бурятия несостоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку федеральное законодательство не предусматривает возможность создания республиканских государственных внебюджетных фондов.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 191, 197 ГПК РФ,
суд

решил:

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить, признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Республики Бурятия “О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия“.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий

Т.А.УРМАЕВА