Решения и определения судов

Определение Архангельского облсуда от 09.11.2000 N 33-2963 По заявлению о признании недействительным абзаца 2 подпункта 1 пункта 1.2 части 1 постановления администрации г. Коряжмы от 29 февраля 2000 г. “О мерах социальной защиты отдельных категорий граждан МО “Город Коряжма“ в 2000 году“.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Пономарев Е.П. Дело N 33-2963Докладчик Кожин Н.А. 9 ноября 2000 года“

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кожина Н.А.,

судей Щеголихиной Л.В., Завариной Н.А.

с участием прокурора Вужевской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 9 ноября 2000 года дело по кассационной жалобе на решение Коряжемского городского суда от 8 августа 2000 года, по которому:

Признан недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания абзац 2 подпункта 1 пункта 1.2 части 1 постановления администрации г. Коряжмы “О мерах социальной защиты отдельных категорий граждан МО “Город Коряжма“ в 2000 г.“ N 157 от 29 февраля 2000
г.

Судебная коллегия

установила:

Администрацией г. Коряжмы 29 февраля 2000 г. принято постановление “О мерах социальной защиты отдельных категорий граждан МО “Город Коряжма“ в 2000 году“.

В пункте 1.2 названного постановления установлено, что в ходе осуществления дополнительных мер социальной защиты отдельных категорий граждан города финансированием из бюджета муниципального образования осуществляются следующие льготы, предоставляемые населению:

по ФЗ “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда“, Указу Президента РФ “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны“, областному закону “О присвоении звания “Ветеран труда Архангельской области“:

- оплата лекарств и бесплатное зубопротезирование;

- бесплатный проезд на городских пассажирских и пригородных автобусных маршрутах;

- оплата жилья и коммунальных услуг.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ предусмотрено предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как самому лицу (льготнику), так и его членам семьи, то к этим членам семьи следует относить зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства льготника (если иное не предусмотрено федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ):

супруга (супругу);

несовершеннолетних детей;

детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения;

лиц, находящихся на иждивении льготника.

Прокурор г. Коряжмы обратился в суд с заявлением о признании недействительным абзаца 2 подпункта 1 пункта 1.2 части 1 названного постановления администрации г. Коряжмы.

Свое заявление обосновывает тем, что постановление в этой части противоречит федеральному
законодательству. В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Указанная норма жилищного законодательства не ограничивает родственные семейные связи достижением детьми определенного возраста. Предусмотренные ФЗ “О ветеранах“, Указом Президента РФ “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны“ и другие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются на всех членов семьи лиц, перечисленных в этих Законах. Постановление мэра г. Коряжмы в этой части вносит изменения в федеральные законы и ограничивает права граждан на получение предусмотренных федеральным законодательством льгот и преимуществ.

Представитель администрации г. Коряжмы с заявлением прокурора не согласился. Считает, что в задачи жилищного законодательства не входит установление круга лиц, относящихся к членам семьи, в целях предоставления социальных льгот. Ст. 2 СК РФ дает иное определение круга лиц, которые относятся к членам семьи. Формулировка, используемая в тексте постановления, не является чем-то произвольно придуманным администрацией г. Коряжмы. Подобные формулировки можно встретить в федеральном законодательстве. Так, в п. 5 ст. 2 ФЗ от 27.05.98 г. “О статусе военнослужащих“ ограничен возраст детей - членов семьи военнослужащего - дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, несовершеннолетние дети, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Аналогичные формулировки имеются и в других подзаконных актах. То есть, в законодательстве все-таки имеется ограничение родственных, семейных связей достижением детьми определенного возраста.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласна , и.о. мэра г.
Коряжмы. В кассационной жалобе она просит решение суда отменить. Считает неправомерной ссылку суда на ст. 53 ЖК РФ. В задачи жилищного законодательства не входит установление круга лиц, относящихся к членам семьи, и, тем более, определение такого круга в целях предоставления социальных льгот. Ст. 2 СК РФ, который непосредственно призван регулировать семейные отношения, дает несколько иное определение круга лиц, которые относятся к членам семьи. Отсутствие конкретизации круга членов семьи, на которых распространяется право на льготы, способно породить множество проблем при реализации данных льгот на практике.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав доклад судьи Кожина Н.А., заключение прокурора Вужевской Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом с превышением предоставленной ему законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции РФ, законов РФ, областных законов и т.д.).

Таким образом, суду следовало установить, вправе ли администрация муниципального образования принимать данный правовой акт, соответствует ли этот акт требованиям законодательства РФ.

В судебном заседании установлено, что предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и членам их семей предусмотрено специальными федеральными законами и указами Президента РФ. Следовательно, спорные отношения урегулированы федеральным законодательством.

Однако постановлением мэра г. Коряжмы
установлен правовой статус членов семьи лица, которому предоставляются льготы. При этом своим постановлением мэр не расширил, а ограничил число лиц, которым предоставляются льготы.

При рассмотрении заявления прокурора суд принял во внимание, что спор идет по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как самому льготнику, так и членам его семьи, и поэтому правильно руководствовался нормами жилищного законодательства.

В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Доводы представителя администрации г. Коряжмы на ст. 2 СК РФ и другие законодательные акты являются необоснованными. Имеющиеся ограничения в возрасте детей прямо указаны в данных нормативных актах. Администрация г. Коряжмы не наделена полномочиями произвольно дополнять законы или их толковать, вносить в них изменения.

Следовательно, постановление администрации г. Коряжмы в оспариваемой части принято с превышением своих полномочий и ограничивает права граждан на получение предусмотренных федеральным законодательством льгот и преимуществ. Поэтому суд обоснованно в этой части признал постановление мэра г. Коряжмы недействительным.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Коряжемского городского суда от 8 августа 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.