Решения и определения судов

Определение Новосибирского областного суда от 16.09.1999 N 33-2408/1999 Наличие письменного заявления не является обязательным условием заключения трудового договора.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебной коллегии по гражданским делам

от 16 сентября 1999 года Дело N 33-2408/1999 г.“

(извлечение)

Л. обратилась в суд с иском к ООО “Виктория“ о признании незаконным отказа в приеме на работу. В обосновании иска указала, что 21.09.1998 г. она обратилась к руководителю ООО “Виктория“ Н. с просьбой о приеме на работу фармацевтом во вновь открываемую аптеку. Н. дал согласие с условием после прохождения курсов повышения квалификации. Был подписан протокол о намерениях и гарантийное письмо. Она в период с 05 по 30.10.1998 г. закончила курсы, ее в связи с этим сняли с учета в отделе занятости населения как безработную и прекратили выплату
пособия. После курсов она обратилась к Н. по поводу работы, но он отказал ей, сославшись на то, что она беременна. Просит обязать Н. заключить с ней трудовой договор с 03 - 05 ноября 1998 года.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласна Л. В кассационной жалобе она указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, просит отменить его.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Суд обоснованно сослался на ст. 170 КЗоТ РФ, однако юридически значимые обстоятельства не исследовал надлежащим образом, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Так, суд пришел к выводу, что протокол о намерениях не имеет юридической силы, “так как даты подписания и составления протокола нет, срок и день приема Л. на работу не оговорен“. Однако, в протоколе о намерениях указано, что ООО “Виктория“ обязуется трудоустроить Л. после обучения по профессии “Фармацевт“ по направлению и за счет средств Новосибирского городского центра занятости населения. Таким образом, срок приема указан: после обучения по профессии “Фармацевт“. Поскольку срок приема на работу в протоколе указан, то отсутствие в нем даты составления не может повлечь его недействительности. Законом не установлена форма для такого вида договоров, поэтому отдельные условия и данные договора могут устанавливаться не только с помощью письменных, но и других видов доказательств.

Из приобщенного к жалобе письма начальника КМ Венгеровского РОВД видно, что в результате проверки установлено, что в центр занятости представлялось гарантийное письмо, приобщен также протокол, где указана дата составления: 02.10.1998 г. При новом рассмотрении дела суду следует их исследовать и дать им оценку.

Суд в решении указал, что
с письменным заявлением о приеме на работу Л. к Н. не обращалась. При этом суд принял во внимание пояснения Н. и отверг пояснения Л. о том, что она неоднократно после курсов подходила к Н., но он отказал ей в приеме на работу по причине беременности. При этом суд не дал надлежащей оценки заявления Л. от 16.11.1998 г. на имя начальника Венгеровского РОВД, где Л. указывает, что Н. отказывает ей в приеме на работу, не выполняет протокол о намерениях, игнорирует гарантийное письмо, не дает письменного ответа о причинах отказа в приеме на работу (л. д. 6).

Из ответа на это заявление Венгеровского РОВД видно, что руководитель ООО “Виктория“ сообщил в РОВД, что готов принять Л. после окончания послеродового отпуска в трудоспособном состоянии (л.д. 7).

Суд не дал надлежащей оценки и этому документу.

Кроме того, наличие письменного заявления не является обязательным условием заключения трудового договора. Такая возможность предусмотрена, например, ч. 3 ст. 18 КЗоТ РФ.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное в настоящем определении. В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РСФСР полно, всесторонне и беспристрастно суду следует исследовать все доказательства и дать им надлежащую оценку. В зависимости от установленного, с учетом норм материального и процессуального права, постановить решение.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

Решение Венгеровского районного суда Новосибирской области отменить, дело направить в тот же суд в ином составе судей.