Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 02.11.1998 N 3-16-1998 О частичном удовлетворении заявления и.о. прокурора Республики Коми о признании недействительными некоторых положений Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ N 25-РЗ от 16.06.1998.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 2 ноября 1998 г. N 3-16-1998

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего Кретова В.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

с участием прокурора Дульцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 2 ноября 1998 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании недействительными абзацев 11, 15 ст. 2, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10, п.п. 2, 3 ст. 12, п. 6 ст. 15, п. 6 ст. 16, подпункта 9 п. 3 ст. 18, абзацев 1, 3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ N 25-РЗ от 16 июня 1998
года,

установил:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании недействительными приведенных выше норм Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ по мотивам несоответствия (противоречия) их Конституции Российской Федерации и Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем мотивам.

Представители Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми считали, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемые положения Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ полностью соответствуют как Конституции Российской Федерации, так и федеральному законодательству.

Заслушав объяснения представителей Госсовета Республики Коми, Главы Республики Коми, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми в части признания недействительными п. 4 ст. 10, п.п. 2, 3 ст. 12, подпункта 9 п. 3 ст. 18, абзацев 1, 3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ подлежит удовлетворению, а в остальной части удовлетворено быть не может.

В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов местного самоуправления относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к каковым относится и Республика Коми. По предметам совместного ведения Республика Коми вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не должны противоречить принятым по тем же вопросам федеральным законам. Конституционный принцип соответствия (непротиворечия) является одним из основополагающих в законотворчестве субъектов Российской Федерации и должен соблюдаться ими неукоснительно. Анализ же оспариваемых норм Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ свидетельствует, что некоторые из них противоречат как
Конституции Российской Федерации, так и Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года. В частности, п. 4 ст. 10, абзацы 1, 3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года устанавливают, что глава администрации муниципального образования избирается на должность по представлению Главы Республики Коми Советом муниципального образования. При этом, одна и та же кандидатура может быть представлена на должность главы администрации муниципального образования Главой Республики Коми не более двух раз. Приведенные положения Закона не соответствуют ст. ст. 12, 131 Конституции Российской Федерации, устанавливающим, что местное самоуправление самостоятельно, независимо от органов государственной власти, и его структура определяется самим населением.

Из ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 16 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ также следует, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются населением муниципального образования, либо по его поручению Советом муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе данного муниципального образования.

Таким образом, ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральное законодательство, ни основные положения самого Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года не допускают вмешательства органов государственной власти в процесс формирования органов местного самоуправления. Поэтому наделение Главы Республики Коми исключительными полномочиями по представлению кандидатур на должности глав администраций муниципальных образований нельзя признать законным, тем более, что указанные полномочия существенно ограничивают конституционные права жителей муниципальных образований, а также права представительных органов этих образований.

Не могут быть признаны законными и положения п.п. 2, 3 ст. 12, подпункт 9 п. 3 ст. 18
Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“, предоставляющие возможность органам местного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного значения передавать их органам государственной власти. Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28 августа 1995 года местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и должностными лицами этих органов не допускается. Указанный принцип в равной мере распространяет свое действие как на весь объем полномочий органов местного самоуправления, так и на любую их часть. Таким образом, конституционный статус местного самоуправления, императивность приведенных норм исключают какую-либо передачу полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что п. 4 ст. 10, п.п. 2, 3 ст. 12, подпункт 9 п. 3 ст. 18, абзацы 1, 3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ должны быть признаны недействительными с момента их принятия.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания недействительными абзацев 11, 15 ст. 2, п. 3 ст. 8, п. 6 ст. 15, п. 6 ст. 16 указанного Закона. Так, абзацы 11, 15 ст. 2 устанавливают понятия муниципальной собственности и собственности муниципального образования. Муниципальная собственность - собственность, находящаяся во владении, пользовании и распоряжении местных органов власти. Собственность муниципального образования - имущество, переданное из государственной, муниципальной собственности в собственность муниципального образования, а также приобретенная на иных законных основаниях. В ст.
1 Федерального закона от 28 августа 1995 года понятия “муниципальная собственность и собственность муниципального образования“ равнозначны. Однако противоречий с Законом Республики Коми от 16 июня 1998 года здесь не усматривается, поскольку ст. 50 данного Закона соответствует по своему содержанию ст. ст. 28, 29 Федерального закона и устанавливает такой же объем правомочий органов местного самоуправления по владению, пользованию, распоряжению собственностью, такой же объем ее видов и такие же основания ее приобретения.

Кроме того, ст. 5 Федерального закона от 28 августа 1995 года отнесла регулирование порядка передачи собственности в муниципальную собственность к компетенции субъектов Российской Федерации, что и вызвало необходимость внесения в основные понятия Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года оспариваемых положений, которые, по сути своей, нисколько не ущемляют права местного самоуправления в указанной области. Не противоречат федеральному законодательству и нормы Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ в части регистрации, вступления в силу, обнародования уставов муниципальных образований, а также в части регистрации символики муниципальных образований. Статья 5 Федерального закона от 28 августа 1995 года отнесла к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. В соответствии с этим в Республике Коми утверждено Положение о порядке государственной регистрации уставов... от 23 сентября 1998 года, не противоречащее действующему федеральному законодательству. Обязательная регистрация уставов предусмотрена также и ст. 8 Федерального закона. Поскольку только факт государственной регистрации устава муниципального образования дает этому документу определенный юридический статус, то, следовательно, и его официальное опубликование (обнародование) возможно лишь после таковой регистрации.

Совокупность же регистрации и опубликования придает уставу официальный и обязательный характер
и свидетельствует о вступлении его в силу. Это же следует и из логического толкования норм Федерального закона от 28 августа 1995 года (ст. 8 ч.ч. 3, 4, 5).

Необходимо признать правомерным и требование Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ о регистрации символики муниципальных образований. По смыслу действующего федерального законодательства субъект, обладающий соответствующей, установленной уставом, правоспособностью, вступающий в правоотношения от своего имени, может официально использовать свою символику только в случае, если эта символика зарегистрирована в установленном порядке.

При таких обстоятельствах требование к регистрации символики муниципальных образований никак не ограничивает права местного самоуправления и не вступает в противоречие ни с Конституцией Российской Федерации, ни с федеральными законами.

Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать недействительными п. 4 ст. 10, п.п. 2, 3 ст. 12, подпункт 9 п. 3 ст. 18, абзацы 1, 3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ N 25-РЗ от 16 июня 1998 года с момента их принятия.

В удовлетворении заявления и.о. прокурора Республики Коми о признании недействительными абзацев 11, 15 ст. 2, п. 3 ст. 8, п. 6 ст. 15, п. 6 ст. 16 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ N 25-РЗ от 16 июня 1998 года отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ