Решения и определения судов

Постановление президиума Ивановского областного суда от 23.10.1998 N 44у-139 Уклонение физического лица от уплаты налогов путем сокрытия полученных доходов является уголовно наказуемым деянием, поэтому вывод суда о декриминализации содеянного в связи с введением нового УК не обоснован. (извлечение)

ПРЕЗИДИУМ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 1998 г. по делу N 44у-139

(Извлечение)

Органами предварительного следствия гр-ну М. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ - сокрытие полученного дохода (прибыли) от налогообложения, уклонение от уплаты налога путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, совершенных в особо крупном размере при следующих обстоятельствах:

26 января 1996 года при предъявлении декларации в Государственную налоговую инспекцию по итогам своей деятельности в качестве предпринимателя за период 1995 года, гр-н М. исказил данные о полученных доходах, понесенных расходах, сокрыв от налогообложения полученный им доход в сумме 411770317 рублей, тем самым уклонился
от уплаты подоходного налога в сумме 117310093 рубля, что соответствует 2195,6 минимальных размеров оплаты труда.

При разрешении вопроса о назначении судебного заседания в порядке ст. 222 УПК РСФСР судья пришел к выводу, что в отношении гр-на М. следует применить уголовный закон, действовавший во время совершения деяния, то есть ст. 162-1 УК РСФСР, указав, что данный закон соответствует ст. 198 УК РФ - уклонение граждан от уплаты налога. Но учитывая, что диспозиция ст. 162-1 УК РСФСР предусматривает уголовную ответственность в случае, если эти действия были совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения, гр-н М. не может быть признан виновным в совершении данного преступления, поскольку к административной ответственности ранее не привлекался.

Кроме этого судья указал, что содеянное гр-ном М. не может быть квалифицировано по ст. 162-2 УК РСФСР, поскольку она предусматривает ответственность только за сокрытие доходов (прибыли) предприятий и организаций.

Президиум находит, что это указание судьи не соответствует закону.

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги (статья 57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. При этом согласно Закону РФ от 7 декабря 1991 года “О подоходном налоге с физических лиц“ (с последующими изменениями и дополнениями) налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности. Обязанность предоставления декларации о доходах частных предпринимателей без образования юридического лица является лишь формой контроля за правильностью исчисления и оплаты подоходного налога.

Конструкция уголовного закона, действовавшего до 1 января 1997 года, предусматривала уголовную ответственность физических лиц за сокрытие полученных
доходов, подоходный налог с которых не превышал пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, после наложения административной ответственности за такие же нарушения, - ст. 162-1 УК РСФСР и за сокрытие доходов, подоходный налог с которых превышал пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, без условия предварительной административной ответственности, - ст. 162-2 УК РСФСР. При этом преступление, предусмотренное ст. 162-2 УК РСФСР, считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

В связи с введением в действие УК РФ 1996 года уклонение физического лица от уплаты налога является уголовно наказуемым лишь за сокрытие полученных доходов, подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплаты труда, - по ч. 1 ст. 198 УК РФ, либо пятьсот минимальных размеров оплаты труда, - по ч. 2 ст. 198 УК РФ. При этом предварительное наложение административного взыскания также не требуется.

Исходя из вышеизложенного и фактического обвинения, вмененного органами предварительного следствия гр-ну М., вывод суда о декриминализации содеянного им в связи с введением в действие УК РФ 1996 года является необоснованным.

Вопрос о применении того или иного уголовного закона в зависимости от времени совершения уголовно наказуемого деяния должен решаться в соответствии с положениями ст. ст. 9 и 10 УК РФ.

Руководствуясь ст. 379 УПК РСФСР, президиум Ивановского областного суда

постановил:

Постановление Родниковского районного суда Ивановской области от 28 ноября 1997 года о прекращении уголовного дела в отношении гр-на М. отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд.