Решения и определения судов

Решение Мособлсуда от 04.11.1997 О признании статьи 4 Закона “О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области“ недействительной. (Извлечение)

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 4 ноября 1997 года

(Извлечение)

Московский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Торгово - промышленной палаты г. Дубны Московской области о признании частично недействительной статьи 4 Закона Московской области “О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области“,

установил:

Торгово - промышленная палата г. Дубны обратилась в суд с заявлением о признании недействительной статьи 4 Закона Московской области “О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области“ в части, устанавливающей сбор за государственную регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц.

В обоснование своего требования палата указала, что названный сбор не предусмотрен федеральным законодательством, он
также не включен в перечень налогов и сборов, которые могут вводить субъекты Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Оспариваемая статья, по мнению палаты, ущемляет ее права как юридического лица, а также права членов палаты и других коммерческих организаций и предпринимателей.

Представители Торгово - промышленной палаты г. Дубны П.Ю.В. и М.Н.Ю. поддержали заявленные требования.

Московская областная Дума не согласилась с доводами заявителя, представила свой отзыв на заявление.

Представитель Мособлдумы В.В.Т. в судебном заседании позицию Мособлдумы поддержал, сославшись на то, что статья 34 Закона РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ предусматривает взимание госпошлины за регистрацию предприятий. По мнению представителя, в понятие “регистрация предприятий“ включается и регистрация изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц, поэтому в соответствии со ст. 72, 76 Конституции РФ Московская область и приняла закон, регулирующий порядок взимания сбора, установленного федеральным законодательством.

Кроме того, представитель Мособлдумы В.В.Т. считает, что Торгово - промышленная палата г. Дубны не является надлежащим заявителем.

Администрация Московской области заявление палаты не признала, представила свои письменные возражения.

Представитель Администрации Московской области Г.Ю.И. поддержала эти возражения, сославшись на ст. 51, 52 ГК РФ, ст. 7, 8 Федерального закона “О введении в действие ч. 1 ГК РФ“, а также на Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и о взаимоотношениях бюджетов различных уровней“, согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять регистрационные сборы за регистрацию юридических лиц. По мнению представителя, оспариваемые палатой положения Закона Московской области соответствуют федеральному законодательству.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора К.В.А., считающего, что заявление
должно быть удовлетворено, суд приходит к выводу, что требования Торгово - промышленной палаты г. Дубны подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, палата оспаривает ч. 3 п. 1 статьи 4 Закона Московской области “О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области“ в редакции от 25.12.96, а также новую редакцию названного положения от 25.06.97.

Согласно указанным нормам за государственную регистрацию изменений, дополнений в учредительные документы юридических лиц, за исключением изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с законодательством, взимается сбор: в редакции статьи от 25.12.96 размер сбора составляет 50% от установленной ставки сбора за государственную регистрацию этих юридических лиц; в редакции статьи от 25.06.97 размер сбора снижен до 2 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 73 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 18 названного Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, вводя собственные налоги и сборы, должны учитывать, что согласно статье 75 (часть 3) Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы
налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом, а потому они вправе устанавливать налоги и сборы лишь в рамках того перечня региональных налогов и сборов, который содержится в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

При этом перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по своему характеру является исчерпывающим.

Как установлено судом, оспариваемый Торгово - промышленной палатой г. Дубны сбор за государственную регистрацию изменений и дополнений учредительных документов юридических лиц не предусмотрен федеральным законодательством, он также не включен в перечень налогов и сборов, которые могут вводить субъекты Российской Федерации согласно Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Доводы заинтересованных лиц о том, что такой сбор установлен статьей 34 Закона РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, являются ошибочными, поскольку названный Закон устанавливает госпошлину за регистрацию предприятий, а не за регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц, что не одно и то же.

Суд не может согласиться с доводами представителя Мособлдумы В.В.Т. о том, что понятие “регистрация предприятия“ включает в себя и регистрацию изменений, дополнений в учредительные документы, поскольку вносимые в учредительные документы изменения не всегда ведут к изменению правового статуса юридического лица.

Кроме того, из содержания статьи 4 оспариваемого Закона Московской области видно, что законодатель разделяет эти два понятия, устанавливая различные ставки сбора за каждый из названных видов регистрации.

Ссылки заинтересованных лиц на ст. 51, 52 ГК РФ, ст. 7, 8 Федерального закона “О введении в действие части 1 ГК РФ“, а также на Указы Президента РФ от 22.12.93, которыми было предоставлено право органам
государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять сборы за регистрацию юридических лиц, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора, поскольку во всех названных нормативных актах речь идет только о сборе за регистрацию юридических лиц, а не о том сборе, который оспаривается.

Кроме того, Указом Президента РФ от 18.08.96 N 1214 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено отменить с 1 января 1997 года свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, принятые на основании пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2268 “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году“.

Суд не может согласиться и с доводами заинтересованных лиц о том, что Торгово - промышленная палата г. Дубны является ненадлежащим заявителем.

Как установил суд, палата является юридическим лицом (п. 1.5 Устава палаты), кроме того, объединяет на правах своих членов других юридических и неюридических лиц (п. 1.1 Устава, а также список членов палаты).

В соответствии с подп. 2 пункта 2.3 Устава палата имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других коммерческих организаций и предпринимателей.

Поскольку оспариваемые положения Закона Московской области действуют в отношении палаты и ее членов, Торгово - промышленная палата г. Дубны вправе обжаловать эти положения, если считает, что они нарушают права палаты и ее членов.

С учетом изложенного статья 4 Закона Московской области от 25.12.96 (с изменениями от 25.06.97) “О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области“ в части, устанавливающей
ставку сбора за государственную регистрацию изменений, дополнений в учредительные документы, признается недействительной.

Суд соглашается с мнением прокурора К.В.А. о том, что содержание настоящего решения суда должно быть доведено до сведения всех заинтересованных лиц.

Поскольку оспариваемый Закон Московской области (в том числе изменения и дополнения к нему от 25.06.97) был опубликован в газете “Подмосковные известия“, в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ на редакцию указанной газеты суд возлагает обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

С учетом изложенного руководствуясь статьей 203 ГПК РСФСР, суд

решил:

признать статью 4 Закона Московской области от 25.12.96 (с изменениями от 25.06.97) “О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области“ в части, устанавливающей ставку сбора за государственную регистрацию изменений, дополнений в учредительные документы юридических лиц, недействительной.

Обязать редакцию газеты “Подмосковные известия“ опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд РФ через Мособлсуд в течение 10 дней.