Решения и определения судов

Решение Кемеровского областного суда от 21.10.1997 N 3-118/97 О признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области от 09.07.97 N 569-р “Об обеспечении порядка предоставления лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления Кемеровской области, сведений о доходах и имуществе“.

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 1997 г. по делу N 3-118/97

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 09.07.97 N 569-Р

“ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЦАМИ,

ЗАНИМАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ИМУЩЕСТВЕ“>

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Акининой Е.В.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества к Администрации Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Главы Администрации Кемеровской области N 569-р от 9 июля 1997 г. “Об обеспечении порядка предоставления лицами, занимающими государственные должности государственной службы
и должности в органах местного самоуправления Кемеровской области, сведений о доходах и имуществе“,

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением к Администрации Кемеровской области о признании недействительным распоряжения Главы администрации Кемеровской области N 569-р от 9 июля 1997 г. “Об обеспечении порядка предоставления лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления Кемеровской области, сведений о доходах и имуществе“.

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии со ст. ст. 72, 77 Конституции РФ соответствующая нормативная база для осуществления государственной службы устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 44 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“, ст. 48 Устава Кемеровской области нормативные акты, определяющие систему органов власти области вправе принимать только орган представительной власти.

Закон Кемеровской области “О государственной службе Кемеровской области“ 16 июля 1997 года принят Законодательным Собранием Кемеровской области и направлен на подпись Главе администрации, однако, им не подписан.

Статья 12 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ“ устанавливает обязанность ежегодного представления государственными службами указанных сведений, но не предусматривает порядок ее исполнения. Указом Президента Российской Федерации N 484 от 15 мая 1997 г. постановлено “считать необходимым“ ежегодное представление лицами, занимающими государственные должности РФ, субъектов РФ и должности в органах местного самоуправления, сведений о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Однако норму, введенную п. 6 Указа нельзя рассматривать как обязанность, поскольку она сформирована в рекомендательной форме. Какой-либо ответственности за неисполнение Указа Президента не предусмотрено.

Пунктом 17
Указа N 484 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ определить порядок предоставления сведений, предусмотренных указом, государственными служащими Субъектов РФ и должностными лицами органов местного самоуправления. Исполнение названного пункта Указа Президента возможно только с соблюдением порядка принятия нормативных актов Кемеровской области и изложенного выше.

В связи с тем, что при издании распоряжения N 569-р от 9 июля 1997 г. Глава администрации области вышел за пределы своих властных полномочий, оспариваемое распоряжение должно быть признано недействительным.

Представитель Администрации Кемеровской области К.В.Я. - и.о. начальника правового управления, действующая на основании доверенности N 31/5 от 22 августа 1997 года, требования прокурора области не признала и пояснила, что распоряжение N 569-р от 9 июля 1997 г. было издано в обеспечении выполнения требований Указа Президента РФ N 484 от 15 мая 1997 г. “О предоставлении лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе“, в целях создания действительного механизма предотвращения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

При издании распоряжения от 9 июля 1997 г. N 569-р Администрация области не вышла за пределы своих полномочий, т.к. данным распоряжением не установлено новых норм в сфере налогового или гражданского законодательства.

Требование о предоставлении указанными лицами сведений о доходах и имуществе возможно будет реализовать тогда, когда вступит в силу Закон Кемеровской области “О государственной службе в Кемеровской области“ и утверждения в установленном порядке реестра должностей государственной службы Кемеровской области.

В данный момент оспариваемое распоряжение не действует. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о его незаконности.

Издавая распоряжение N 569-р от 9 июля 1997 г. Главой администрации Кемеровской области
каких-либо норм действующего законодательства не нарушено.

Выслушав помощника прокурора области Бесхлебную Г.Н., поддержавшую требования о признании недействительным распоряжения N 569-р от 9 июля 1997 г., а также пояснения представителя Администрации К.В.Я., изучив письменные материалы дела суд находит заявление прокурора области подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что 9 июля 1997 г. было издано распоряжение Администрации Кемеровской области N 569-р “Об обеспечении порядка предоставления лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления Кемеровской области сведений о доходах и имуществе“.

В соответствии с п. 2 данного распоряжения лицам, занимающим государственные должности государственной службы на территории области, представить в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 “О предоставлении лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах за 1996 год и принадлежащем им имуществе не позднее 20-дневного срока со дня вступления в силу настоящего распоряжения“.

Пунктом 3 распоряжения главам администраций городов и районов области рекомендовано провести работу по предоставлению в порядке, установленном Указом Президента РФ от 15.05.1997 N 484 подчиненными им службами деклараций о доходах за 1996 г. и принадлежащем им имуществе не позднее 20-дневного срока со дня вступления в силу распоряжения N 569-р от 9 июля 1997 г. (л. д. 7).

Распоряжением Администрации Кемеровской области N 832-р от 12 сентября 1997 года из текста пунктов 2, 3 распоряжения Администрации области от 9 июля 1997 г. N 569-р исключены слова “не позднее 20-дневного срока со дня вступления в силу настоящего распоряжения“, т.к. Закон Кемеровской области “О государственной службе в Кемеровской области“ до настоящего времени не
введен в действие, в силу чего требование, закрепленное п. п. 2, 3 распоряжения не может быть выполнено в срок, указанный в данном распоряжении (л. д. 11).

Несмотря на то, что в распоряжении Администрации области N 569-р от 9 июля 1997 г. были внесены изменения, исключающие сроки предоставления указанными лицами сведений о доходах и имуществе, суд считает, что распоряжение N 569-р от 9 июля 1997 г. должно быть признано недействительным.

При этом суд исходит из следующего.

Регулирующие положения федерального законодательства о государственной службе не распространяются на служащих соответствующих властных и исполнительных органов субъектов Федерации, поскольку данная область правоустанавливающих норм относится к ведению органов субъектов Федерации (ст. ст. 72, 77 Конституции РФ, ст. 29 “Об основах государственной службы Российской Федерации“ от 31.07.1995, п. 14 ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 21 августа 1995 г.).

Закон Кемеровской области “О государственной службе Кемеровской области“ 16 июля 1997 г. принят Законодательным Собранием Кемеровской области и направлен на подпись Главе администрации, однако им не подписан. При таких обстоятельствах издание распоряжения от 9 июля 1997 г. N 569-р является преждевременным, поскольку ввиду отсутствия закона “О государственной службе Кемеровской области“ не определен круг лиц, занимающих государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, обязанных представлять декларацию о своих доходах за 1996 г. и принадлежащем им имуществе.

Кроме этого, в соответствии со ст. 44 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“, ст. 48 Устава Кемеровской области нормативные акты, определяющие систему органов власти области, законодательство о муниципальной службе вправе принимать только
органы представительной власти. Следовательно, при издании распоряжения Глава администрации Кемеровской области вышел за пределы своих властных полномочий.

Пунктом 17 Указа Президента РФ N 484 органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано определить порядок предоставления сведений, предусмотренных настоящим Указом, государственными служащими государственной службы субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов местного самоуправления. Однако исполнение названного пункта Указа Президента возможно только с соблюдением порядка принятия нормативных актов Кемеровской области в пределах компетенции органов государственной власти (как законодательного, так и исполнительного).

С учетом изложенного распоряжение N 569-р от 9 июля 1997 г. не может быть признано законным, поэтому в соответствии со ст. 13 ГК РФ, 101 - 107 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать распоряжение Главы администрации Кемеровской области N 569-р от 9 июля 1997 г. “Об обеспечении порядка предоставления лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления Кемеровской области, сведений о доходах и имуществе“, недействительным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд России в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда

Е.В.АКИНИНА