Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 31.10.2007 по делу N А62-3070/2007 В силу ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2007 г. по делу N А62-3070/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Бережок“ на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2007 по делу N А62-3070/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Бережок“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об оспаривании постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Промышленному району г. Смоленска (далее - Инспекция) от 23.07.2007 N 38-Р, от 23.07.2007 38-Ю по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 13.08.2007 в удовлетворении требования о признании незаконным
постановления Инспекции от 23.07.2007 38-Ю отказано. Производство по делу об оспаривании постановления Инспекции от 23.07.2007 N 38-Р прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда в части отказа в признании незаконным постановления Инспекции от 23.07.2007 38-Ю связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.

Как видно из материалов дела, 18.07.2007 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине “Бережок“, принадлежащем ООО “Бережок“, в ходе которой установлен факт реализации алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных, о чем составлен акт проверки от 18.07.2007. Товарно-транспортные накладные предъявлены Обществом в Инспекцию 19.07.2007.

По результатам проверки Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2007 N 38-Ю, а также принято постановление от 23.08.2007 N 38-Ю о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде. При этом заявитель, не оспаривая факт отсутствия товарно-транспортных накладных на алкогольную продукцию в момент проверки, ссылался на то, что Инспекции в момент проверки предъявлены товарные накладные, которые содержали необходимые сведения (наименование, цена продукции, изготовитель, поставщик и т.д.), на данную продукцию, что и в товарно-транспортных накладных, а следовательно, оснований для привлечения Общества к административной
ответственности не имелось.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон) не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Закона.

Пунктом 2 ст. 10.2 этого же нормативного акта определено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

В силу п. п. 12, 139 указанных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса
и телефона.

На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие товаросопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Таким образом, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции при отсутствии товарно-транспортной накладной является нарушением правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных (то есть правил продажи, кроме перечисленных в ч. ч. 1 и 2 данной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Поскольку факт отсутствия товарно-транспортных накладных на алкогольную продукцию в момент проверки Инспекцией торговой точки Общества документально подтвержден, административная ответственность применена правомерно.

Необходимо также отметить, что допущенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на интересы граждан в области торговли. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, включая ее розничную продажу, имеет целью защиту здоровья и жизни населения, обеспечение права потребителя на качественную продукцию. Продажа алкогольной продукции без соблюдения установленных требований (в том числе без подтверждения легальности ее производства и оборота) является незаконной, опасной для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционные права, так и интересы государства, обязанного обеспечить их соблюдение и защиту. При этом состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных
последствий. Штраф в отношении Общества применен в минимальном размере, предусмотренном КоАП РФ за данное правонарушение.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для применения в настоящем деле положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности допущенного правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2007 по делу N А62-3070/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.