Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.09.2007 по делу N А62-4795/2006 В соответствии с п. п. 170, 171 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации хранение оружия и патронов юридическими лицами, не связанное с их использованием, а также свыше установленных норм хранения в оружейных комнатах осуществляется в складских помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 сентября 2007 г. Дело N А62-4795/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Наис-Арсенал“ на Решение от 05.12.2006 Арбитражного суда Смоленской области и Постановление от 26.02.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А62-4795/2006,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Наис-Арсенал“ (далее - ООО “Наис-Арсенал“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий Управления внутренних дел Смоленской области (далее - УВД Смоленской области) по отказу в выдаче разрешения на хранение патронов в количестве 50000 штук, признании
недействительными предписания от 02.08.2006 N 47/471, предупреждения от 08.09.2006 N 47/546.

Решением от 05.12.2006 Арбитражного суда Смоленской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 26.02.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель ООО “Наис-Арсенал“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель УВД Смоленской области просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационная инстанция полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, ООО “Наис-Арсенал“ осуществляет продажу, доставку, учет и хранение служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему на основании лицензии МВД России на право продажи оружия ПА N 0001094 от 29.07.2004 (срок действия до 29.07.2009). Разрешением МВД России РХТ N 0004293 от 29.07.2004 (срок действия до 29.07.2009) Обществу разрешено хранение патронов в количестве, не превышающем 15000 штук.

26.07.2006 УВД Смоленской области в ходе проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в области хранения и торговли оружием и патронов к нему в комнате хранения оружия, принадлежащей ООО “Наис-Арсенал“ и расположенной в подвальном помещении нежилого дома по адресу: г. Смоленск, ул. Попова, 19, установлено хранение патронов в количестве 34546 штук, т.е. в размере, превышающем допустимые объемы в соответствии с полученным разрешением; хранение патронов в количестве 14926 штук в помещении, на которое не выдавалось разрешение на хранение оружия и патронов; часть патронов хранилась
в деревянных столах; непредставление для проверки документов, подтверждающих проведение ежегодных инвентаризаций оружия и боеприпасов.

По результатам проверки составлен акт от 26.07.2006, на основании которого вынесено предписание от 02.08.2006 N 47/471 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.08.2006.

04.08.2006 ООО “Наис-Арсенал“ обратилось в УВД Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на хранение патронов в размере до 50000 штук в складском помещении, расположенном в подвале здания по адресу: г. Смоленск, ул. Попова, 19.

Письмом N 47/н-16 от 23.08.2006 в удовлетворении данного заявления было отказано.

07.09.2006 проведена повторная проверка ООО “Наис-Арсенал“, в ходе которой выявлены аналогичные нарушения и составлен акт от 07.09.2006.

По результатам рассмотрения актов проверки УВД Смоленской области вынесло предупреждение от 08.09.2006 N 47/546 о возможном решении вопроса об аннулировании действия лицензии на право торговли оружием в случае неустранения отмеченных недостатков в срок до 07.10.2006 или повторных нарушений в сфере оборота оружия.

Полагая, что отказ в выдаче разрешения от 23.08.2006 N 47/н-16 и принятые предписание от 02.08.2006 N 47/471 и предупреждение от 08.09.2006 N 47/546 являются незаконными, ООО “Наис-Арсенал“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ “Об оружии“ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к
нему определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 54, п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории России, утвержденных Постановлением Правительства России от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила), хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха и не более 15 тыс. патронов.

В силу п. 58 Правил требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В рамках указанных предписаний МВД России приказом от 12.04.99
N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с п. п. 170, 171 Инструкции хранение оружия и патронов юридическими лицами, не связанное с их использованием, а также свыше установленных норм хранения в оружейных комнатах (более 500 единиц оружия или 15 тыс. штук патронов) осуществляется в складских помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Складские помещения размещаются, как правило, в отдельно стоящих нежилых зданиях, а для хранения патронов оборудуются подземные сооружения либо наземные строения с обваловкой до уровня крыши. Экспертизы расчетов для строительства (реконструкции) таких сооружений проводятся по поручению МВД России государственными специализированными организациями.

Организации, имеющие таможенные терминалы или иные склады, предназначенные для хранения оружия и патронов, представляют проектную документацию указанных сооружений в ГУООП МВД России либо ГУВДТ, УРО МВД России для проверки на соответствие требованиям МВД России в части, касающейся инженерного и технического оборудования средствами охраны, обеспечения пропускного режима и режима внутри объекта, а также требований по размещению оружия и патронов в местах их хранения.

Согласно п. 172 Инструкции хранение оружия (более 15 тыс. единиц) и патронов (более 50 тыс. штук) осуществляется на складах, оборудованных с учетом требований, установленных для производства оружия или патронов.

Таким образом, к оборудованию складских помещений для хранения оружия и патронов в количестве, превышающем установленные нормы, предъявляются повышенные требования. Юридическое лицо для получения разрешения на хранение патронов свыше установленных норм обязано обратиться в специализированную организацию системы МВД России для проведения технического обследования складских объектов на предмет соответствия
их нормам по технической укрепленности и безопасности.

Из материалов дела усматривается, что ООО “Наис-Арсенал“ было отказано в выдаче разрешения на хранение патронов в размере до 50000 штук по причине отсутствия заключения специализированной организации, подтверждающего соответствие помещения требованиям Инструкции.

Центр выдачи разрешений (лицензий) МВД России в своем письме от 13.11.2006 N 5036 также подтвердил необходимость обращения в специализированную организацию для получения экспертного заключения.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий УВД Смоленской области в части отказа в выдаче разрешения на хранение патронов до 50000 штук.

Довод заявителя жалобы о том, что судом неправомерно применен п. 171 Инструкции без учета требований п. п. 48, 50, 50.1 - 50.3 Инструкции, является несостоятельным.

В соответствии с п. 48 Инструкции юридическим лицам, занимающимся хранением оружия и патронов, помещенных на склад временного хранения или под таможенный режим таможенного склада, учрежденных на основании соответствующих лицензий таможенных органов Российской Федерации, выдается разрешение на хранение передаваемого оружия и патронов. Для этого в орган внутренних дел по месту их регистрации представляются копии приказов об организации складской деятельности и другие необходимые документы для согласования порядка функционирования склада, утвержденного ГТК России.

Пунктами 50, 50.1 - 50.3 установлено, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов являются: выявление ограничений на оборот оружия и патронов, установленных федеральным законодательством, либо непригодность оружия и патронов для дальнейшего использования; несоответствие номера оружия или его учетных данных дубликату лицензии, паспорту на оружие (дубликату паспорта), приходно-расходным документам; отсутствие документов, указанных в пп. 50.2 настоящей Инструкции, либо иного документа, подтверждающего законность приобретения (владения)
оружием.

При этом п. п. 48, 50, 50.1 - 50.3 относятся к IV разделу Инструкции, который регулирует порядок регистрации приобретенного оружия; оружия, полученного в подарок, по наследству; наградного оружия и патронов к ним.

Поскольку ООО “Наис-Арсенал“ имеет складские помещения и является соискателем разрешения на хранение патронов свыше 15000 штук, то на него в полном объеме распространяются требования п. 171 Инструкции.

Довод заявителя жалобы о ненадлежащем исследовании судом правомерности действий сотрудников УВД Смоленской области по вынесению предписания от 02.08.2006 N 47/471 и предупреждения от 08.09.2006 N 47/546 является необоснованным.

Согласно п. 91 Инструкции контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.

В силу п. п. 92, 92.4, 92.6 Инструкции сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов имеют право при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации, должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. По фактам нарушений установленных правил оборота оружия лицами, ответственными за его сохранность и безопасность использования, либо гражданами выносить письменные предупреждения либо составлять протоколы об административных правонарушениях.

Материалами дела подтверждается факт хранения Обществом патронов свыше установленной нормы, что является нарушением положений ст. 22 Федерального закона “Об оружии“ и Правил оборота оружия.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что вынесенные
УВД Смоленской области ненормативные правовые акты - предписание от 02.08.2006 N 47/471 и предупреждение от 08.09.2006 N 47/546 - являются правомерными в связи с установленными фактами нарушений требований законодательства по осуществлению деятельности по хранению оружия и боеприпасов.

Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции ООО “Наис-Арсенал“ по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 05.12.2006 Арбитражного суда Смоленской области и Постановление от 26.02.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А62-4795/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.