Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.08.2007 по делу N А35-7249/06-С8 Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость в связи с отсутствием в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного данной статьей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 августа 2007 г. Дело N А35-7249/06-С8“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по делу N А35-7249/06-С8,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г. Курску обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области“ налоговых санкций в сумме 103506 руб. 15 коп.

Решением Арбитражного суда Курской области от 17.11.2006 заявленные требования удовлетворены частично, с ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области“
взысканы налоговые санкции в сумме 20701 руб. 23 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит постановление апелляционной инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 06.04.2006 ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области“ представило в Инспекцию ФНС России по г. Курску налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года.

По результатам камеральной проверки налоговым органом принято Решение от 07.09.2006 N 15805, согласно которому ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 103506 руб. 15 коп.

В связи с тем что штраф учреждением в добровольном порядке не уплачен в срок, указанный в требовании от 08.09.2006 N 11588, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его принудительном взыскании.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о
налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно ст. 163 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

В силу п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи)
товаров за истекший квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Из приведенных норм следует, что, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в каком-либо месяце квартала превысила один миллион рублей, налоговым периодом для налогоплательщика признается месяц, следовательно, этот налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по итогам каждого месяца, начиная с месяца, в котором произошло превышение суммы выручки.

Как следует из материалов дела, учреждением своевременно представлена в инспекцию налоговая декларация за 4 квартал 2005 года, содержащая сведения, связанные с уплатой и исчислением налога на добавленную стоимость за весь трехмесячный период. В связи с изменением налогооблагаемых оборотов по требованию налогового органа учреждением 06.04.2006 представлена в инспекцию налоговая декларация за декабрь 2005 года. При этом налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года фактически является уточненной декларацией к ранее своевременно представленной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года.

Вместе с тем из анализа положений ст. 81 Налогового кодекса РФ следует, что сроки представления уточненных налоговых деклараций не установлены, данное обстоятельство подтверждено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2005 по делу N 2769/05.

Поскольку п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлено, что все сомнения и неясности актов налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика, то при смене налогового периода в течение квартала налогоплательщик вправе вернуться к начислению НДС за первый и последующие месяцы квартала, отразив эти данные в декларации, составленной по итогам квартала.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал
правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года в связи с отсутствием в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Учитывая изложенное, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по делу N А35-7249/06-С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.