Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 07.08.2007 по делу N А14-4079/2006/228/23 Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ предусмотрено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 августа 2007 г. Дело N А14-4079/2006/228/23“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы МУП ЖКХ и Б Левобережного района и администрации городского округа г. Воронеж на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу N А14-4079/2006/228/23,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Рудгормаш“ и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа (далее - Общество, Предприятие) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлениями к администрации городского округа г. Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконными действий
по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и передаче на баланс муниципального учреждения “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ г. Воронежа имущества на сумму 188846000 руб., оформленного актами приема-передачи от 30.05.2005, в том числе по передаче 17 жилых домов по адресам: ул. Волгодонская, 30, ул. Новосибирская, 28, ул. Витебская, 2, ул. Ростовская, 23, ул. Спортивная набережная, 4, ул. Ильича, 75, ул. Димитрова 8, 102, ул. Циолковского, 5а, ул. Набережная Авиастроителей, 20, 20а, Ленинский проспект, 111, ул. Иркутская, 13, 15, 17, 23, 27 и по передаче 10 жилых домов со встроенными и пристроенными помещениями по адресам: ул. Менделеева, 5, ул. Героев Стратосферы, 3, 15, Ленинский проспект, 61а, 117, ул. Иркутская, 1, 9, 19, 21, ул. Брусилова, 3, а также по передаче имущества парка “Алые паруса“, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Арзамасская, 2а, имущества парка “Шинник“, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ростовская, 38а, и обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены муниципальное учреждение “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ г. Воронежа и ОАО “Воронежсинтезкаучук“.

Решением суда от 24.01.2007 заявленные требования частично удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и администрация городского округа г. Воронеж обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которых просят их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Рассмотрев материалы арбитражного
дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 23.02.98 между Комитетом по управлению имуществом г. Воронежа и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа заключен договор N 84-ХВЛ/б о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества общей стоимостью 14060373,06 руб. (в ценах 1997 года), в тот же день составлен акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение на основании сводного перечня передаваемого Предприятию имущества муниципальными унитарными ремонтно-эксплуатационными предприятиями Левобережного района г. Воронежа N N 16, 18, 19, 26, 32, 38, 39, 40, 41.

На основании дополнительного соглашения от 04.08.2000 к указанному договору в хозяйственное ведение Предприятия передано имущество детского парка “Алые паруса“ общей балансовой стоимостью 178924 руб., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Арзамасская, 2а.

Имущественный комплекс парка и стадиона общей площадью 2474,36 кв. м, балансовой стоимостью 1952296 руб. (остаточная стоимость 355838 руб.), расположенный по адресу: г. Воронеж ул. Ростовская, 38а, был передан Предприятию в хозяйственное ведение на основании Постановления исполнительного комитета администрации г. Воронежа N 328 от 26.05.98, актов приема-передачи основных средств от 03.07.98 и дополнительного соглашения от 20.11.98 к договору от 23.02.98 N 84-ХВЛ/б “О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение“.

Во исполнение Постановления администрации г. Воронежа от 26.11.2001 N 1367 “О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Воронежа“ издано Распоряжение главы города от 24.12.2001 N 1491-р “Об утверждении структуры жилищно-коммунального хозяйства города, создании муниципальных учреждений районные дирекции единого заказчика ЖКХ и муниципальных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий“, в соответствии с которым было создано
в том числе муниципальное учреждение “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“.

Согласно п. п. 7.1, 7.2 указанного распоряжения Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей предписано в срок до 26.12.2001 изъять у МУП ЖКХ и Б районов с их согласия числящиеся на балансе объекты жилого и нежилого фонда с последующей передачей на баланс соответствующим муниципальным учреждениям районные дирекции единого заказчика ЖКХ.

В силу указанного распоряжения по актам о приеме-передаче зданий (сооружений) от 30.05.2005 муниципальное имущество, в том числе указанные в заявленных требованиях жилые дома со встроенными и пристроенными нежилыми помещениями, недвижимое имущество парков, было передано заявителем на баланс МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ г. Воронежа.

Полагая указанные действия администрации городского округа г. Воронеж незаконными, ОАО “Рудгормаш“ и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа обратились в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителей в части признания незаконными действий Администрации по изъятию из хозяйственного ведения Предприятия зданий и сооружений парков “Шинник“ и “Алые паруса“ и отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконными действий Администрации по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района 17 жилых домов, суд исходил из того, что у Администрации не имелось законных оснований для изъятия имущества парков у МУП ЖКХ и Б Левобережного района, а также из отсутствия доказательств, подтверждающих передачу Предприятию вышеуказанных жилых домов в хозяйственное ведение.

Между тем, приходя к вышеуказанным выводам, суд не учел следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора
(руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Частью второй названной статьи предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Как следует из материалов дела, руководитель Предприятия с письмами от 09.04.2004 N 30, от 29.03.2005 N 35 обращался в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Воронежа, в которых неоднократно просил рассмотреть вопрос о передаче находящегося на балансе МУП ЖКХ и Б Левобережного района имущества иным муниципальным организациям.

Вместе с тем, вынося оспариваемые судебные акты, которыми удовлетворены требования заявителей в части признания незаконными действий Администрации по изъятию из хозяйственного ведения Предприятия зданий и сооружений парков “Шинник“ и “Алые паруса“, суд не исследовал вопрос
о том, имелось ли согласие Предприятия на передачу вышеуказанного имущества.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

В соответствии с п. 2.5 устава МУП ЖКХ и Б Левобережного района в редакции от 25.09.2003 уставный фонд Предприятия составляет 1653591 руб.

В то же время суд, приходя к выводу об отсутствии доказательств передачи Предприятию на праве хозяйственного ведения 17 жилых домов, не исследовал вопрос о том, за счет чего формировался уставный фонд муниципального предприятия, и не получил перечень муниципального имущества, за счет которого был сформирован уставный фонд МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства судом не выяснены и они имеют существенное значение для разрешения настоящего спора, то оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вышеобозначенные обстоятельства и принять мотивированное, законное и обоснованное решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 18.05.2007 по делу N А14-4079/2006/228/23 отменить.

Направить дело N А14-4079/2006/228/23 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.