Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2007 по делу N А49-7255/2007-317а/19 Исковые требования о признании незаконным решения налогового органа удовлетворены, поскольку материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2007 г. по делу N А49-7255/2007-317а/19

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Захаровой Е.Г. (440000, г. Пенза) к ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13), третье лицо: ГУ УПФ РФ по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 14а), об обжаловании ее решения,

при участии в заседании: от заявителя предпринимателя Захаровой Е.Г. (паспорт), представителя Захаровой А.В. (доверенность от 17.12.07),

от ответчика специалиста 1 разряда юридического отдела Абубекеровой Г.М. (доверенность от 02.10.07 N ЧАМ-03/13652),

от третьего лица
ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульта) Суванкулова Д.А. (доверенность от 21.11.07 N 15),

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Пензы о признании незаконным ее решения и обязании зачесть переплаченные страховые взносы в сумме 1150 руб. с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202030061000160.

В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на ошибочную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 1150 руб., направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, так как не является плательщиком данных взносов. По мнению заявителя, отказ налогового органа осуществить зачет не соответствует требованиям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на заявление налоговая инспекция с требованиями заявителя не согласилась, считая их необоснованными. По мнению инспекции, зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет уплаты иных платежей по обязательному пенсионному страхованию не может быть осуществлен по правилам статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку страховые взносы не являются налогом. В иных нормативных актах порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов, равно как и орган его осуществляющий, не определены, поэтому у налогового органа отсутствуют как основания, так и полномочия на осуществление возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов.

В письменном отзыве на заявление третье лицо требования заявителя поддержало, считая, что поскольку Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ полномочия по принятию решений о зачете либо возврате излишне уплаченных страховых взносов не переданы органам ПФ РФ, решение указанных вопросов находится в компетенции налогового органа как администратора данных поступлений в бюджеты Российской Федерации. При этом зачет и возврат сумм страховых взносов осуществляется в порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель и его представитель уточнили заявленные требования и просили по основаниям, изложенным в заявлении, признать незаконным решение ИФНС России Первомайскому району г. Пензы от 12.11.07 N КЛВ-09/05-02-16342 об оставлении без исполнения заявления о проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 1150 руб. и обязать налоговый орган произвести зачет названной суммы страховых взносов в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на страховую часть трудовой пенсии.

Принимая во внимание, что уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным его принять.

Представитель ответчика, не отрицая факта излишней уплаты предпринимателем Захаровой Е.Г. страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 1150 руб., требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица согласился с требованиями заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и просил их удовлетворить, подтвердив наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в заявленной сумме.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 6, статьи 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) индивидуальный предприниматель Захарова Е.Г. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, уплачивающим страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

Заявитель,
являющийся предпринимателем, в период с мая 2005 года по январь 2007 года перечислил в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 1150 руб. (л.д. 8-16).

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.05 N 164-О, по смыслу статьи 28 Закона индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше, к которым относится и заявительница, для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Следовательно, средства, перечисленные предпринимателем Захаровой Е.Г. на финансирование накопительной части трудовой пенсии в период с мая 2005 года по январь 2007 года, являются ошибочно уплаченными.

По данным учета третьего лица предпринимателем действительно перечислены за указанный выше период страховых взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1150 руб.

06.11.07 предприниматель Захарова Е.Г. обратилась в ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1150 руб. в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на страховую часть пенсии.

Решением от 12.11.07 N КЛВ-09/05-02-16342 налоговый орган отказал заявителю в осуществлении зачета, мотивировав его нераспространением положений Налогового кодекса Российской Федерации на отношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, предприниматель обжаловал его в суд.

Арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу
статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов “Об основах обязательного социального страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации“ и “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кроме этого, названной нормой закона предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 7 указанного закона он вступает в силу с 01.01.07.

Как следует из содержания Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, относятся к доходам бюджетов Российской Федерации

Статья
20 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и приложению N 11.1 к указанному закону администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации средств, уплачиваемых в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, и ниже перечисленные полномочия не переданы иному органу или учреждению, именно она принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях
по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Материалами дела (реестром учета платежей страхователя, протоколом к ведомости уплаты страховых взносов от 01.03.07 N 8692) подтверждается и налоговым органом не оспаривается факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 1150 руб.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа об отказе в произведении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов не соответствует бюджетному и налоговому законодательству и нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 100 руб. На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации решение ИФНС России Первомайскому району г. Пензы от 12.11.07 N КЛВ-09/05-02-16342 об оставлении без исполнения заявления индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 1150 руб. и обязать налоговый орган произвести зачет названной суммы страховых взносов
в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на страховую часть трудовой пенсии.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Пензы в пользу предпринимателя Ф.И.О. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.