Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2007 по делу N А19-1576/07-55 Суд отказал в удовлетворении иска о признании размещения заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок недействительным, поскольку ответчик обоснованно включил в конкурсную документацию такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как “квалификация персонала“, так как опыт выполнения аналогичных работ и квалификация персонала подтверждают квалификацию участника конкурса.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2007 г. по делу N А19-1576/07-55

Резолютивная часть решения оглашена 11.10.07.

Полный текст решения изготовлен 18.10.07.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Габескирия, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

к ГУ “Прибайкальский национальный парк“

третьи лица:

ОАО “МосНИиПМземлеустройства“;

ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ;

ОАО “Ангарское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“;

ЗАО “Восточно-Сибирский трест Инженерно-Строительных Изысканий“ - ВОСТСИБТИСИЗ;

ФГУП “Ростехинвентаризация“ Иркутский филиал;

ЗАО “Центр технической инвентаризации и землеустройства“

о признании размещения заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский
национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га недействительным

при участии в заседании:

от истца - Александров В.С. (доверенность от 15.02.07 N 383-9)

от ответчика - Ветрова В.С. (доверенность от 08.10.07 N 2)

от третьих лиц:

от ОАО “Ангарское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ - Калюжный А.С. (доверенность от 21.09.07 N 62)

от ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ - Залуматова Т.И. (доверенность от 16.11.06 N 420)

от ОАО “МосНИиПМземлеустройства“ - не явились

от ЗАО “Восточно-Сибирский трест Инженерно-Строительных Изысканий“ - ВОСТСИБТИСИЗ - не явились

от ФГУП “Ростехинвентаризация“ Иркутский филиал - не явились

от ЗАО “Центр технической инвентаризации и землеустройства“ - не явились

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось с требованием о признании размещения заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га недействительным.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что государственный контракт с победителем конкурса - ФГУП “Госземкадастрсъемка“, заключен 24.11.06 “с соблюдением требований конкурсной документации“, и что все обязательства по указанному контракту выполнены в полном объеме.

Определением от 21.02.07 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены участники конкурса на право заключения государственного контракта на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 3 пункта 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а
не пункт 5 статьи 123.

Направленное ЗАО “Центр технической инвентаризации и землеустройства“ по известному суду адресу определение от 17.09.07 возвращено с отметкой почты “нет такой организации“, в связи с чем, в соответствии с п. 5 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, названное определение считается доставленным, а ЗАО “Центр технической инвентаризации и землеустройства“ - извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

ЗАО “Восточно-Сибирский трест Инженерно-Строительных Изысканий“ - ВОСТСИБТИСИЗ в поступившем в суд 19.03.07 отзыве, со ссылкой на то, что государственный контракт с ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ заключен 24.11.06 и работы выполняются, указало, что “считает возможным признать результаты открытого конкурса действительными, с уменьшением цены контракта до наименьшей из предложенных участниками конкурса - 3985000 руб.“.

ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ в поступившем в суд 12.03.07 отзыве на иск, ссылаясь на выполнение работ по заключенному с ним государственному контракту в полном объеме, а также на то, что “все финансовые расчеты уже произведены“, указал, что заявленные требования являются необоснованными, а “признание заказа недействительным нарушит его права и имущественные интересы, т.к. при выполнении работ ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ действовало добросовестно“.

ОАО “Ангарское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ отзыв на иск не представило, присутствовавший в судебном заседании, состоявшемся 21.03.07, его представитель, поддерживая заявленное требование, пояснил, что размещение заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га не соответствует требованиям закона.

ОАО “МосНИиПМземлеустройства“ и ФГУП “Ростехинвентаризация“ Иркутский филиал определение от 17.09.07 получили, соответственно, 21.09.07 и 01.10.07, однако, отзывы
на иск не представили, своих представителей в судебное заседание не направили.

Определением от 21.03.07 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А19-26808/06-14-46 по заявлению ОАО “Ангарское землеустроительное предприятие“ к ГУ “Прибайкальский национальный парк“ о признании решения конкурсной комиссии на размещение государственного заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га недействительным.

Определением от 17.09.07, в связи с вступлением решения от 23.04.07 по делу N А19-26808-06-14-46 в законную силу, производство по делу возобновлено, рассмотрение дела назначено в судебное заседание.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ОАО “МосНИиПМземлеустройства“, ЗАО “Восточно-Сибирский трест Инженерно-Строительных Изысканий“ - ВОСТСИБТИСИЗ, ФГУП “Ростехинвентаризация“ Иркутский филиал и ЗАО “Центр технической инвентаризации и землеустройства“.

Выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что, в обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что конкурсная комиссия ГУ “Прибайкальский национальный парк“ при оценке заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га, нарушила требования ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 6 ст. 28 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, включив в конкурсную документацию такой
критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как опыт выполнения аналогичных работ.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 17 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ“, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе, в том числе, обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Исходя из смысла указанной нормы, торги могут быть признаны недействительными при нарушении правил их проведения, но не их результат, который определяется конкурсной комиссией.

Обращаясь с требованием о признании недействительным размещения заказа истец, тем самым, оспорил результат проведенного ответчиком конкурса.

Нормативные положения размещения заказа путем проведения конкурса изложены в главе Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, согласно ст. 20 которой, под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В соответствии с п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. п. 1
и 2 ст. 21 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, государственный заказчик - ГУ “Прибайкальский национальный парк“ - ответчик по делу, разместил на официальном сайте и опубликовал в газете “Восточно-Сибирская правда“ (N 225 от 11.10.06) извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га.

На основании п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В названном извещении, согласно п. 4 ст. 21 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, указаны:

форма торгов, наименование конкурса, наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, предмет и начальная цена государственного контракта;

срок, место и порядок представления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация;

место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;

место, порядок,
даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе;

место и дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

источник финансирования с указанием кода бюджетной классификации;

краткая характеристика выполняемых работ, место и сроки выполнения работ;

форма, сроки и порядок оплаты работ.

Согласно п. 14 извещения о проведении открытого конкурса указаны критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которыми являются:

опыт выполнения аналогичных работ;

квалификация персонала;

сроки выполнения работ;

стоимость выполнения работ.

Участниками конкурса заявлены ОАО “МосНИиПМземлеустройства“; ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ; ОАО “Ангарское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“; ЗАО “Восточно-Сибирский трест Инженерно-Строительных Изысканий“ - ВОСТСИБТИСИЗ; ФГУП “Ростехинвентаризация“ Иркутский филиал и ЗАО “Центр технической инвентаризации и землеустройства“.

Согласно составленному, в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 16.11.06 N 2, все вышеназванные участники конкурса допущены к участию в открытом конкурсе.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе предусмотрен ст. 28 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, согласно п. 1 которой, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола, указанного в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в том числе, квалификация
участника конкурса.

Заявляя требование о признании недействительным размещения заказа истец ссылается на то, что в нарушение п. п. 4 и 5 ст. 28 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, ответчиком необоснованно включен такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как “квалификация персонала“.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, если в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявки на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа (пп. “г“ п. 1 ч. 3 ст. 25 ФЗ от 21.07.05 N 94-ФЗ).

Исходя из специфики предложенных к выполнению работ, предполагающих проведение мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, ГУ “Прибайкальский национальный парк“, указав в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации такие критерии, как опыт выполнения аналогичных работ и квалификация персонала, преследовал цель подтвердить квалификацию каждого из участников размещения заказа.

При изложенных обстоятельствах, ссылка истца на то, что ответчиком необоснованно включен такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как “квалификация персонала“, не может быть принята во внимание, т.к. опыт выполнения аналогичных работ и квалификация персонала подтверждают квалификацию участника конкурса, в связи с чем, заявлены в рамках Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Согласно п. п. 8 и 9 названной статьи, на основании результатов оценки и
сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Согласно данным составленного, в соответствии с п. 10 ст. 28 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 21.11.06 N 3, поданной ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ заявке на участие в конкурсе присвоен первый порядковый номер по мере уменьшения выгодности, ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ признано победителем конкурса.

По результатам проведения конкурса ГУ “Прибайкальский национальный парк“ - заказчиком, заключен с ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ - исполнителем, государственный контракт от 24.11.06 N 1 на проведение землеустроительных работ, постановку на кадастровый учет и оформление прав землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га.

В соответствии с п. п. 3.1 и 3.2 государственного контракта, за выполненную в соответствии с условиями контракта работу заказчик уплачивает сумму 4800000 руб., 30% от которой (1440000 руб.) перечисляется исполнителю в качестве аванса.

На основании п. 1 дополнительного соглашения от 04.12.06 к государственному контракту от 24.11.06 N 1, стоимость указанных в названном контракте работ составляет сумму 4978656 руб.

В соответствии с подписанным сторонами названного государственного контракта актом N 1 исполнитель по состоянию
на 25.12.06 указанные в государственном контракте от 24.11.06 N 1 работы выполнил.

Стоимость выполненных ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ на основании государственного контракта от 24.11.06 N 1 и дополнительного соглашения к нему от 04.12.06 оплачена платежными поручениями от 13.12.06 N 1427 и от 25.12.06 N 1526.

В соответствии со ст. 5 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

На основании п. 1 ст. 10 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно п. 2 названной статьи, во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Названные нормы права свидетельствуют о том, что конкурс и аукцион являются формами размещения заказа на торгах.

В соответствии с п. 14 ст. 28 Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, любой участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном главой 8 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением от 23.04.07 по делу N А19-26808/06-14-46 производство по делу в части обязания ГУ “Прибайкальский национальный парк“ заключить государственный контракт с ОАО “Ангарское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ на проведение землеустроительных работ прекращено, в удовлетворении требования о признании решения конкурсной комиссии на размещение государственного заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га недействительным, отказано.

При этом, указанным решением установлено, что “иных нарушений норм Гражданского кодекса Российской Федерации либо Закона N 94-ФЗ при проведении и организации конкурса судом не установлено“.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что согласно закону полномочиями по определению наилучших условий наделена только конкурсная комиссия, требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании размещения заказа на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га недействительным, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении иска отказать.

Судья

С.Н.АНТОНОВА