Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2007 по делу N А19-12182/07-39 Суд признал незаконным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку указание в заявлении о государственной регистрации изменений адреса общества, совпадающего с адресом места жительства учредителя общества, не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства либо о его непредставлении.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2007 г. по делу N А19-12182/07-39

Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО “Диалант“

к ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска

о признании недействительным решения

при участии в заседании:

заявителя: Ларичева В.Д., дов. от 13.08.2007

ответчика: Звонкова Т.В., дов. N 11/80 от 23.07.2007

установил:

ООО “Диалант“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Представитель общества требования, изложенные в заявлении, поддержал; полагает, что решение налоговым органом принято при отсутствии
оснований для отказа в государственной регистрации изменений адреса (места нахождения) юридического лица, установленных Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Представитель налогового органа заявленные требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва.

Как следует из материалов дела, 01.08.2007 ООО “Диалант“ представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и комплект документов об изменении сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Решением инспекции от 07.08.2007 в государственной регистрации юридического лица отказано на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В обоснование отказа в государственной регистрации налоговым органом со ссылкой на статью 17 Жилищного кодекса РФ и статью 671 Гражданского кодекса РФ указано, что заявление ООО “Диалант“ о государственной регистрации содержит недостоверные сведения об адресе исполнительного органа юридического лица (в качестве адреса места нахождения общества указан адрес его руководителя - Татаринова А.М.), в связи с чем заявление считается непредставленным.

Не согласившись с данным решением, ООО “Диалант“ обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные материалы, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ указано, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.

Согласно части 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый
государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и налоговой инспекцией не оспаривается, что вышеперечисленные документы представлены заявителем в регистрирующий орган в полном объеме.

Из материалов дела видно, что в заявлении о государственной регистрации изменений указан адрес ООО “Диалант“: г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, 13 - 28. Данный адрес совпадает с адресом места жительства учредителя общества - Татаринова А.М. Между тем, названное обстоятельство не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства либо о непредставлении заявления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место
нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из содержания статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ следует, что единоличным исполнительным органом общества является директор.

Из указанных норм следует, что Татаринов А.М., как единоличный директор юридического лица вправе указать в учредительных документах в качестве адреса места нахождения общества местонахождение постоянно действующего единоличного исполнительного органа, то есть адрес своего места жительства.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Ссылка налогового органа на пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не принимается, поскольку данные нормы права не регулируют спорные правоотношения, а лишь указывают на назначение жилого помещения и предусматривают право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания граждан.

Поскольку обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, у налогового органа отсутствовали установленные статьей 23 названного Закона основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.

В соответствии с пунктом
2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий в принятых решениях должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (подпункт 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным полностью решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ необходимых для государственной регистрации документов, принятое 07.08.2007 ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска как не соответствующее Закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Обязать регистрирующий орган - ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав ООО “Диалант“ путем исполнения регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Взыскать с ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска в пользу ООО “Диалант“ расходы по уплате государственной пошлины в размере
2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

В.М.ТИТОВ