Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.09.2007 по делу N А19-725/07-47-23 К документам, подтверждающим выпадающие доходы предприятий в связи с предоставлением льгот, относятся акты сверки задолженности между предприятием и структурным подразделением местного органа самоуправления.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2007 г. по делу N А19-725/07-47-23

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2007. Полный текст решения изготовлен 24.09.2007.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

Судьи Архипенко А.А.

при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “НПК “Иркут“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ

Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области

Третьи лица: Администрация г. Иркутска

ГУСЗН Иркутской области

о взыскании 866 519 руб. 57 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Терехов Е.Б.

от ответчиков: Российской Федерации в лице Минфина РФ - Талаев Д.В. - дов. от 09.01.2007

Иркутской области в лице Департамента финансов ИО - Курбанов А.В.
- дов. от 09.01.2007 N 08-35/1063

от третьих лиц: Администрация г. Иркутска - Соломатова Е.Ю. - дов. от 20.07.2007

ГУСЗН ИО - по увед. не явились

установил:

открытое акционерное общество “Научно-производственная корпорация “Иркут“ обратилось к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (переименованного в Департамент финансов Иркутской области) с требованием о взыскании 866 519 руб. 57 коп., составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением в 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 годах ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность уплаты которых предусмотрена ФЗ “О ветеранах“.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 837 849 руб. 93 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Иркутска, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 06.04.2007 заявленные требования удовлетворены частично. С Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО “НПК “Иркут“ взыскано 837 849 руб. 93 коп., 14 878 руб. 50 коп. - расходов по государственной пошлине. В удовлетворении исковых требований к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области отказано.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.08.2007 решение суда от 06.04.2007 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на необходимость разрешения исковых требований с учетом применения срока исковой давности.

Исследовав материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

Как видно из материалов дела, ОАО “НПК “Иркут“ предоставляло ветеранам войны и труда,
в 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 годах предусмотренные ст. ст. 14 - 22 Федерального закона “О ветеранах“ льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50% от тарифа.

Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Из имеющихся в материалах дела документов (квартальных отчетов за 4 квартал 2002 года, 2003 - 2004 годы с расшифровками списочного состава лиц, имеющих право на получение льготы, акт сверки расчетов по состоянию на 22.12.2004), усматривается, что истец (ОАО “НПК “Иркут“) в 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 годах предоставил ветеранам льготы по оплате коммунальных услуг, в связи с чем в указанный период времени понес расходы, которые ему не были компенсированы в полном объеме.

Согласно пояснениям Администрации г. Иркутска, а также из представленных в материалы дела документов (выписки по лицевому счету N 03000100031 ФЗ “О ветеранах“ за 28.12.2004; заявки на перечисление средств по л/с N 03000100031 от 27.12.2004; акта сверки сумм, подлежащих возмещению ТЭЦ 58 “Корпорация “Иркут“ с отметкой операционного отдела Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска об оплате; дополнительного соглашения N 4 от 07.12.2004 к договору о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату коммунальных услуг N 221-66-475/4 от 06.07.2004) усматривается, что по состоянию на 01.01.2005 сумма не возмещенных истцу расходов составила 740 141 руб. 57 коп., которая до настоящего момента перед истцом не погашена.

Спора по объему и стоимости оказанных истцом
услуг между сторонами нет.

Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.

Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, то у такой организации возникло право требования их возмещения.

Таким образом, ОАО “НПК “Иркут“ обоснованно обратилось с требованием о возмещении понесенных им в 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 годах и не компенсированных в полном объеме расходов в судебном порядке.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, подлежат возмещению, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Таким образом, источником финансирования льгот по закону является федеральный бюджет.

Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных
Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Поэтому, в предмет исследования по делу входит проверка обстоятельств, связанных с объемом выделенных из федерального бюджета в спорный период времени в областной бюджет средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения отнесены к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими
законами о бюджетах.

Между тем, Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2002 год“, “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ не были предусмотрены и утверждены размеры субсидий и субвенций, выделяемых на финансирование ФЗ “О ветеранах“, в связи с чем финансирование на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области не производилось.

Российская Федерация, установив ФЗ “О ветеранах“ льготы по оплате коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие указанного Закона, поэтому расходы по предоставлению льгот ветеранам могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Поскольку Российская Федерация, принимая Федеральный закон “О ветеранах“, не обеспечила реализацию установленных им ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, составив федеральные бюджеты на 2002 - 2004 годы без учета необходимых средств, то ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам, должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Следовательно, понесенные ОАО “НПК “Иркут“ в 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 годах расходы по предоставлению ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 740 141 руб. 57 коп. должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Вместе с тем в отношении заявленного истцом требования о взыскании расходов по предоставлению ветеранам 4 квартале 2002 года льгот по оплате коммунальных услуг, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью
признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда юридическое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Начало течения срока исковой давности относительно требований, предъявляемых к Российской Федерации, следует исчислять исходя из положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определено, что годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Поэтому о нарушении своего права на получение из средств федерального бюджета денежных средств истец мог узнать только после окончания финансового года, то есть после 31 декабря.

При таких обстоятельствах, по требованиям за 4 квартал 2002 года течение срока исковой давности начинается с 1 января 2003 года, истекает срок исковой давности 1 января 2006 года.

Требование о взыскании расходов за 4 квартал 2002 года предъявлено истцом в суд 28.12.2006, то есть по истечении установленного законом срока исковой давности.

Между тем, течение срока исковой давности согласно ст. 203 ГК РФ прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

В материалы дела представлен подписанный истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска акт сверки сумм, подлежащих возмещению ОАО “НПК “Иркут“ по состоянию на 22.12.2004.

Доводы ответчика о том, что указанный акт не имеет доказательственной силы, поскольку подписан Департаментом, а не должником - Российской Федерации, несостоятельны.

Согласно ст. 125 ГК РФ от
имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ порядок возмещения расходов на реализацию льгот утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В целях установления порядка реализации льгот, предусмотренных законом, а также порядка возмещения расходов, связанных с их предоставлением, в Иркутской области принят соответствующий нормативно-правовой акт - постановление губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348-П “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 году“.

В соответствии с указанным постановлением губернатора Иркутской области полномочия по распределению поступающих из областного бюджета субсидий, для компенсации предприятиям расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам переданы главам муниципальных образований.

Постановлением мэра г. Иркутска от 31.05.2001 N 031-06-714/1 “О возмещении выпадающих доходов организаций в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан“ установлена обязанность организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги и предоставляющих льготы по их оплате, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска отчеты о размере предоставленных льгот по установленным формам. Приложением N 3 к данному постановлению утверждена форма акта сверки взаиморасчетов.

Кроме того, совместным письмом Главного финансового управления Иркутской области, Управления федерального казначейства по Иркутской области и Управления социальной защиты населения администрации Иркутской области “О порядке финансирования ФЗ “О ветеранах“ установлено, что выделяемые Главным финансовым управлением администрации Иркутской области из областного бюджета в виде субсидий средства на реализацию ФЗ “О ветеранах“ направляются финансовым органам муниципальных образований. Указанные средства с лицевых счетов получателей перечисляются
на счета предприятий, оказывающих услуги ветеранам на основании договоров, заключенных с ними местными органами самоуправления при документальном подтверждении произведенных расходов.

К документам, подтверждающим выпадающие доходы предприятий, в связи с предоставлением льгот относятся акты сверки задолженности между предприятием и структурным подразделением местного органа самоуправления.

Следовательно, подписанный истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска акт сверки сумм, подлежащих возмещению, по состоянию на 22.12.2004 является надлежащим доказательством по делу, свидетельствующим о признании долга.

Указанное обстоятельство свидетельствует о перерыве течения срока исковой давности.

В соответствии со ст. 203 ГК РФ после перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва не засчитывается в новый срок.

Таким образом, после перерыва срок исковой давности по заявленному истцом требованию начал исчисляться с 22.12.2004.

С требованием о возмещении понесенных в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг истец обратился в суд 28.12.2006.

Поэтому на момент обращения в суд с иском предусмотренный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не истек.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании расходов по предоставлению ветеранам в 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 годах льгот по оплате коммунальных услуг подлежит удовлетворению в сумме 740 141 руб. 57 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Научно-производственная корпорация “Иркут“ основной долг в размере 740 141 руб. 57 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 13 143 руб. 40 коп.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана жалоба
в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья

А.А.АРХИПЕНКО