Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.02.2007 по делу N А19-16093/06-22 Суд взыскал расходы, возникшие в связи с предоставлением инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2007 г. по делу N А19-16093/06-22

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 05 февраля 2007 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Черняевой Э.Е.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Черняевой Э.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ

Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области

Третье лицо: Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска

Администрация г. Иркутска

о взыскании 79055 руб. 60 коп.

при участии:

от истца: Евсеев В.В. - представитель, доверенность от 01.02.06 г.

от ГФУ: Попов М.В. - представитель,
доверенность N 08-35/1068 от 09.01.07 г.

от Минфина: Талаев Д.В. - представитель, доверенность N 13-17/6 от 10.01.07 г.

от Администрации: Мироненко О.М. - представитель, доверенность N 059-72-255/6 от 05.07.06 г.

от ДСЗН: не прибыл, уведомлен в порядке ст. 123 АПК РФ

установил:

иск заявлен Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области третье лицо: Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о взыскании 79055 руб. 60 коп.

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, заявив о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ сумму основного долга по возмещению расходов, в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 79055 руб. 60 коп. за 2002 г., 2004 г.

Представитель Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

К Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области у истца требований нет.

Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ привлеченный к участию в деле определением суда от 08.08.06 г., заявленные требования не признал, в отзыве на иск указал, что иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием в его действиях состава гражданского правонарушения, при этом указала, что заложенные в федеральном бюджете 2004 г. денежные средства распределены и перечислены в полном объеме.

Ответчик - Иркутская область в лице ГФУ Иркутской области, в отзыве на иск пояснил, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем,
исковые требования к ГФУ Иркутской области неправомерны. Кроме того, пояснил, что обязательства ГФУ Иркутской области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2004 г. на реализацию ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ исполнены в полном объеме.

Третье лицо - Администрация г. Иркутска в отзыве на иск пояснило, что в соответствии с постановлением мэра г. Иркутска от 23.03.06 г. N 031-06-465/6 “О реорганизации структурных подразделений администрации г. Иркутска“ произведена реорганизация Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска в форме присоединения к администрации г. Иркутска. В отзыве на иск указало, что администрацией г. Иркутска в 2004 году надлежащим образом исполнялась обязанность по обеспечению перечисления полученных из бюджета Иркутской области средств организациям, предоставляющим льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:

Как усматривается из материалов дела, истцом на основании договора на возмещение расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг N 221-66-131/4 от 31.03.04 г. и дополнительного соглашения к данному договору от 08.09.04 г. заключенного с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. в период 2004 г. при осуществлении своей производственной деятельности предоставил льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.

В соответствии со ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка
не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда, в том числе оплаты электрической энергии).

Сумма некомпенсированных выпадающих доходов, являющихся для Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района убытками составила 79055,60 рублей, что отражено в актах сверки между Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска представленными в материалы дела.

В соответствии со ст. 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме, ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.

В подтверждение причинения убытков и его размеров истец представил в материалы дела отчеты о выпадающих доходах и расшифровки к ним, акты сверок объемов льгот.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Пунктами 18 и 19 ст. 4 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. “О социальной защите инвалидов“ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ.

В соответствии со ст. 15.6 от 06.05.2003
г. N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате коммунальных услуг осуществляются за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

В результате анализа нормативно-правовых актов, в том числе ст. 15.3 Закона N 52-ФЗ, ФЗ от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.“, Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 г. N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, действие, которого продлено на 2004 г. Постановлением Правительства от 14.02.2004 г. N 80, суд пришел к выводу о том, что возмещение расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 г., установленных для инвалидов ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ осуществляется из средств федерального бюджета.

Российской Федерацией на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ Иркутской области в 2004 году согласно приложению N 14 ФЗ от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.“ заложены субсидии в размере 537 921 тыс. руб. и субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ в размере 268 540 тыс.
руб.

На территории Иркутской области, в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.

Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 г.“ от 24.12.2003 г. N 74-оз (приложение N 11) полученные и отраженные в соответствующем бюджете денежные средства направленные на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ распределены по получателям в полном объеме, в том числе муниципальному образованию г. Иркутск выделено 89 197 тыс. руб.

Федеральным законом от 10.11.2004 г. N 136-ФЗ “О внесении изменений в ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 г.“ на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ Иркутской области дополнительно выделено 348 645 тыс. руб., в том числе на оплату льгот ЖКУ - 92 636 тыс. руб. Указанные средства распределены между муниципальными образованиями распоряжением губернатора области от 03.12.2004 г. N 520-Р. Муниципальному образованию г. Иркутск дополнительно выделено 38 376 тыс. руб.

Таким образом, муниципальному образованию г. Иркутск на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в 2004 г. выделено 127 573 000 руб.

Из представленных материалов дела следует, что Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска запланированные и полученные суммы расходов бюджетов на исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ распределены в полном объеме.

Ни одна из сторон не представила в материалы дела доказательств нецелевого использования муниципальным образованием
г. Иркутск и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска направленных в 2004 г. Российской Федерацией средств на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в части предоставления категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг, в связи, с чем компенсация понесенных Иркутской КЭЧ района расходов должна быть произведена за счет средств федерального бюджета.

Доводы ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимитах бюджетных обязательств, суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере, не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов РФ.

В силу ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают и отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего
соответствующую казну, в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Приказом Минфина РФ от 12.02.1998 N 26 “О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах“ на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.

Учитывая положения названных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов организациям, осуществляющим предоставление льгот и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании расходов понесенных истцом в связи с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в сумме 79 055 руб. 60 коп. за счет средств казны Российской Федерации.

В части исковых требований к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области в удовлетворении отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика, однако, в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу
Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района расходы связанные с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ в 2004 году в сумме 79055 руб. 60 коп.

В части исковых требований к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области в удовлетворении отказать.

Возвратить Иркутской Квартирно-эксплуатационной части района из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 4371 руб. 66 коп.

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Э.Е.ЧЕРНЯЕВА