Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2007 по делу N А19-25141/06-53 Суд удовлетворил иск о взыскании с Российской Федерации за счет казны РФ убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, поскольку компенсация указанных убытков должна осуществляться Российской Федерацией посредством передачи необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 января 2007 г. по делу N А19-25141/06-53

Резолютивная часть решения объявлена 23.01.2007. Полный текст решения изготовлен 26.01.2007.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Рукавишниковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУЭП “Облкоммунэнерго“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

третьи лица: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области

Администрация Ангарского муниципального образования

Управление социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования

о взыскании 110 035 руб. 08 коп.

при участии в заседании:

от истца: Родионова Е.А. - представитель по доверенности от 04.08.2006,
от ответчика: Вокина М.В. - представитель по доверенности N 13-17/4
от 09.01.2007, удостоверение N 87;

от третьих лиц (Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области): Попов М.В. - представитель по доверенности от 09.01.2007 N 08-35/1068,
(Администрации Ангарского муниципального образования): Григорьева Д.В. - представитель по доверенности от 15.01.2007 N 1/15-17,
(Управления социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования): не присутствовали;

установил:

иск заявлен о взыскании убытков в размере 110 035 руб. 08 коп., возникших вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан на основании Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в период с января по декабрь 2004 г.

При рассмотрении дела истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковой период - с 01.02.2004 по 31.12.2004.

Иск рассматривается судом в уточненной редакции.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации) в судебном заседании исковые требования оспорил по существу; в письменном отзыве на иск и в судебном заседании указал, что расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; финансовые органы субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов РФ отчет о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона; ответственность за несоблюдение правил и достоверность представляемых в Минфин России и органы федерального казначейства сведений несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и другие получатели бюджетных средств, осуществляющих расходование субвенций.

Третье лицо (Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области) в судебном заседании и в письменных пояснениях указало что свои обязательства по перечислению субсидий, выделенных из областного бюджета в 2002 - 2004 годах исполнило надлежащим образом; компенсация понесенных истцом расходов по предоставлению льгот должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Третье лицо (Администрация Ангарского муниципального образования) в судебном заседании и в письменном отзыве на иск указало, что возмещение организациям расходов на предоставление установленных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должно осуществляться за счет средств федерального бюджета; предусмотренные в областном бюджете на реализацию Закона денежные средства были полностью распределены Администрацией Ангарского муниципального образования между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам, однако, выделенных средств оказалось недостаточно для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей.

Третье лицо (Управление социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило; письменных пояснений по иску не представило.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица (Управления социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования).

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Областное государственное унитарное энергетическое предприятие “Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей “Облкоммунэнерго“ (ГУЭП “Облкоммунэнерго“) в лице филиала “Ангарские электрические сети“ в период с 01.02.2004 по 31.12.2004 при осуществлении своей деятельности во исполнение Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“
предоставляло льготы по оплате электроэнергии лицам, имеющим право на льготное обеспечение. На возмещение указанных расходов 01.01.2004 истцом был заключен договор N 119/2004 с Администрацией Ангарского муниципального образования.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на оплату электроэнергии на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ не были возмещены в полном объеме, в связи с чем, истец обратился с требованием о взыскании задолженности в размере 110 035 руб. 08 коп.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил:

- договор N 119/2004 от 01.01.2004 о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону РФ от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, заключенный с Администрацией Ангарского муниципального образования;

- расчет взыскиваемой суммы по предоставленным льготам за 2004 год;

- отчеты о потерянных доходах, связанных с реабилитированными гражданами, за период с января по декабрь 2004 года;

- счета-фактуры;

- акт сверки на 01.01.2005 между Управлением социальной защиты населения г. Ангарска, Управлением по экономике и финансам АМО и ГУЭП “Облкоммунэнерго“ филиал “Ангарские электрические сети“ по предоставленным льготам по оплате за потребленную электроэнергию, согласно Закону РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2004 году;

- список лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе
с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Статьей 16 (пункт “ж“) Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ N 1761-1 от 18.10.91 г. (в ред. Закона РФ от 23.10.2003 г. N 5698-1) для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

Статьей 17 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.05.94 N 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. В соответствии с пунктом 8 указанного Положения реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют, в частности, право на снижение размера оплаты жилья на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья; им предоставляется также скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.

Пунктом 14 названного Положения установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренные данным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Данная норма нашла свое отражение и в пункте 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334 (действие данного документа продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80), которым предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.

На территории Иркутской области, в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.

Статьей 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год“ утвержден общий объем субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“ в размере 1 638 240 тыс. руб. Из них субъекту Российской Федерации - Иркутской области выделено 28 972 тыс. руб. Указанные денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями, из них муниципальному образованию город Ангарск - 1 205 тыс. руб., что подтверждается Приложением N 20 к Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ и Приложением N 16 к Закону Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год“.

Из представленных в материалы дела документов и из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что указанные средства были перечислены бюджету города Ангарска в полном объеме и использованы по целевому назначению.

Таким образом, субъект Российской Федерации - Иркутская область, надлежаще выполнил обязательства по перечислению средств на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2004 году.

Выделенные из областного бюджета и бюджета муниципального образования г. Ангарск денежные средства в полном объеме не компенсировали
материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.

Из положений части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в статьях 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005. Согласно ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2005) совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ в пункте 18 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием
обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, обязательства по возмещению расходов, понесенных организациями при реализации льгот, установленных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, должны быть возложены на Российскую Федерацию.

На основании изложенного, учитывая законодательно установленную альтернативу источников финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в соответствии с п. 1 ст. 323 Гражданского кодекса Российской Федерации истец обоснованно обратился с иском о взыскании задолженности в размере 110 035 руб.
08 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Размер и стоимость оказанных истцом за заявленный период услуг лицам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом, подтверждены надлежащими доказательствами.

Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представил.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В абзаце 1 п. 12 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 г. N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского
кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ истец недополучил возмещение, а именно - плату за оказанные услуги, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 110 035 руб. 08 коп.

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика, однако ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, от ее уплаты освобожден, в связи с чем государственная пошлина в размере 3 700 руб. 70 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ГУЭП “Облкоммунэнерго“ 110 035 руб. 08 коп. убытков.

Возвратить ГУЭП “Облкоммунэнерго“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 700 руб. 70 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.В.РУКАВИШНИКОВА