Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.11.2006, 23.11.2006 по делу N А19-22801/06-13 Расходы по предоставлению гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации как публично-правового образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию переданных субъектам РФ полномочий по предоставлению указанных льгот населению.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 ноября 2006 г. Дело N А19-22801/06-13резолютивная часть объявлена23 ноября 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Андрияновой Н.П.,

при ведения протокола судьей,

при участии:

от истца - Копань Е.П., доверенность от 06.05.2006;

от ответчика - Вокиной М.Е., доверенность N 13-19/4 от 31.01.2006,

от третьих лиц: ГФУ Иркутской области - Клеофастова Б.П., доверенность N 08-35/585 от 30.12.2005,

МО “Город Иркутска“ - представитель в судебное заседание не прибыл, извещен,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО “Ремэкс“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципальное образование “Город Иркутск“) о
взыскании 1453,83 руб.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен ЗАО “Ремэкс“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1453 руб. 83 коп. - расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2004 г. в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ оказывал реабилитированным лицам и членам их семей льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг. Поскольку расходы истца на предоставление льгот по Закону были возмещены не полностью, полагает возможным в судебном порядке взыскать с Российской Федерации задолженность за 4 квартал 2004 г. в сумме 1453 руб. 83 коп.

Ответчик исковые требования оспорил, в обоснование указал, что денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на предоставление субвенций субъектам Российской Федерации для компенсации расходов, связанных с реализацией ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, перечислены Иркутской области в полном объеме. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком и финансирование компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, законодательством возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.

Третье лицо - муниципальное образование “Город Иркутск“ в судебное заседание не прибыло, о месте и времени надлежаще извещено. В отзыве указало на недостаточное финансирование г. Иркутска на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, размер имеющейся задолженности не оспорило. Полагает исковые требования обоснованными и просит их удовлетворить.

Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, указала, что свои обязательства перед бюджетом г. Иркутска в пределах бюджета 2004 г.
выполнила полностью; компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета, заявленные требования поддержала, возражений по размеру взыскиваемой суммы не представила.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил.

ЗАО “Ремэкс“ в соответствии с договором доверительного управления имуществом от 01.09.1997 с момента заключения договора осуществляло управление и обслуживание общежитий, расположенных по адресу: г. Иркутск, переулок Пограничный, 1 “Д“, улица Богдана Хмельницкого, 11, улица Карла Либкнехта, 208.

Как видно из материалов дела, истец на основании п. “ж“ ст. 16 Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2004 г. предоставлял льготы по оплате коммунальных услуг и жилой площади в размере 50% от стоимости лицам, проживающим в указанных выше общежитиях и имеющим право на данные льготы, в сумме 4361 руб. 49 коп.

Порядок возмещения истцу расходов от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в г. Иркутске и имеющим на них право в соответствии с Законом “О реабилитации жертв политических репрессий“, установлен договорами N 221-66-282/2 от 15.04.2002 и N 221-66-517/4 от 26.08.2004, заключенными истцом с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (далее - Департамент соцзащиты) и гражданами, имеющими право на предоставление льгот.

В соответствии с установленным порядком истец для получения выпадающих доходов своевременно представлял Департаменту соцзащиты отчеты и согласовывал в актах сверки суммы предоставленных льгот.

Из материалов дела и пояснений истца следует, что последнему в 2004 г. было возмещено 2907 руб. 66 коп. расходов на предоставление льгот по Закону “О реабилитации жертв политических репрессий“. Сумма 1453 руб. 83 коп. до настоящего времени не возмещена, что подтверждается актом
сверки на 04.05.2006 и актом сверки на 01.11.2006.

Ответчиком размер суммы, заявленной истцом, не оспаривается.

Таким образом, истцом доказаны наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот согласно Закону “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В соответствии со ст. 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ порядок выплаты денежных компенсаций, их пересчета, предоставления льгот, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц устанавливается специальными положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на предоставление льгот вышеуказанным лицам установлен Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419. Пунктом 14 указанного постановления расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Согласно Правилам предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334 (далее - Правила), действие которых продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80, расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год.

Статьей 47 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ утвержден общий объем субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в размере 1638240 тыс. руб., из них Иркутской области - 28972300 руб.

Законом
Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз “Об областном бюджете на 2004 год“ утвержден объем средств, выделяемых из областного бюджета в 2004 году за счет средств федерального бюджета, в том числе на реализацию Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“, 28972300 руб., из них муниципальному образованию “Город Иркутск“ - 12147000 руб.

Согласно решению Думы города Иркутска от 17.02.2005 о выполнении комплексной поддержки населения г. Иркутска на 2004 г., принятому на 9 заседании городской Думы 4-го созыва в 2004 году, исполнение за год по Закону “О реабилитации жертв политических репрессий“ составило 13563000 руб., т.е. средств на возмещение расходов, связанных с реализацией ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, из них 11071000 руб. на предоставление 50% скидки по оплате жилой площади и коммунальных услуг в пределах норм, предусмотренных законодательством.

Довод ответчика о том, что все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом 2004 года и выделенные Иркутской области по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, распределены, в том числе и городу Иркутску, в полном объеме, вследствие чего отсутствует вина в неполном возмещении расходов истца, судом не принимается, поскольку выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходов истца, что явилось следствием возникновения у последнего материальных потерь в заявленной к взысканию сумме.

Ссылка ответчика на то, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком и по настоящему делу иск должен быть предъявлен к субъекту Российской Федерации - Иркутской области, судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно п. “ж“ ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусмотрено, что закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) осуществляется только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также установлен запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Из вышеизложенного следует, что в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением льгот по ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, не была заложена.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “О реабилитации жертв политических репрессий“, а не “О ветеранах“.

Принимая ФЗ “О ветеранах“ и наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по его исполнению, Российская Федерация должна была обеспечить его исполнение, т.е. передать необходимые для выполнения данных полномочий средства.

Следовательно, возложенные федеральными законами на субъекты Российской Федерации государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета.

Статья 84 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в редакции до 01.01.2005 предусматривала, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

Из вышеизложенного следует, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета и надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, что также подтверждается и позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Иркутской области от 22 июня
2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“.

В соответствии с названным выше постановлением Пленума ВАС РФ при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) суды исходят из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что расходы по предоставлению жертвам политических репрессий льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, понесенные истцом, должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации как публично-правового образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию переданных на более низкий уровень власти полномочий.

Ни одна из сторон доказательства нецелевого использования муниципальным образованием “Город Иркутск“ полученных от Иркутской области в 2004 г. средств на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в материалы дела не представила.

Следовательно, истец недополучил по вине Российской Федерации стоимость оказанных услуг в указанной выше сумме.

В соответствии со статьей 15
Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“ возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования) не предусмотрено.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, истцом правомерно заявлено о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженности (убытков) по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией льгот.

Довод ответчика об отсутствии вины в наличии указанной выше задолженности, так как им приняты все мэры по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, все средства, установленные ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“, выделены бюджету Иркутской области, судом не принимается, поскольку выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходов истца, что явилось следствием возникновения у последнего материальных потерь в заявленной к взысканию сумме.

Следовательно, истец недополучил по вине Российской Федерации стоимость услуг, оказанных жертвам политических репрессий, в сумме 1453 руб. 83 коп.

Все вышеизложенное свидетельствует об обоснованности заявленных требований, вследствие чего иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных
исковых требований, при этом ответчик в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобожден. Поскольку истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, последняя по настоящему делу взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 65, 110, 167 - 171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества “Ремэкс“ 1453 руб. 83 коп. - расходы, связанные с реализацией Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Выдать исполнительный лист по вступлении решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.П.АНДРИЯНОВА